Поход на волжскую булгарию в 1376 году

Владения булгар не пострадали от восточных походов князя Святослава Игоревича и, более того, вероятно, уже в 965 году между Булгарией и Русью был подписан первый договор, ставший основой многовековых будущих отношений. Волжско-Камская Булгария. Государство волжско-камских булгар (тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VII в., затем переселились в Ср. Поволжье. Вы здесь: История» Поход на волжских булгар в 1376 году. Поход на Волжскую Булгарию 1376 Монголо татарское иго Дата 1376 года Место Волжская Булгария.

Падение Волжской Болгарии и этногенез татар

Соперничество двух русских центров вылилось в целую череду войн, где Тверь против опасно усилившегося соседа поддержал князь Литвы Ольгерд. С 1368 по 1375 год Москва непрерывно воевала с Тверью и Литвой, в войну включился и Новгород. В итоге, когда в 1375 году после месячной осады земли Твери были опустошены, а литовские войска так и не решились напасть на московско-новгородские рати, князь Михаил Тверской был вынужден пойти на продиктованный ему Дмитрием Ивановичем мир, где признавал себя «младшим братом» Дмитрия Ивановича и фактически подчинился московскому князю. В этот же период, когда Орда была в смуте, русские князья прекратили выплату дани.

В 1371 году Мамай выдал московскому князю Дмитрию ярлык на великое княжение. За это Дмитрий Иванович согласился снова платить «ордынский выход». В декабре того же года московская рать под командованием Дмитрия Боброка Волынского выступила против Рязани и разгромила рязанское войско.

Однако наметившийся было союз Москвы и Золотой Орды разрушило убийство послов Мамая в Нижнем Новгороде, совершённое в 1374 году по наущению суздальского епископа Дионисия, близкого к Дмитрию Московскому и новый отказ Москвы платить дань Орде. В результате с этого момента Москва оказывается в ситуации военного противостояния с Ордой. В том же 1374 году Мамай предпринимает поход в нижегородские земли.

В 1376 году Мамай снова нападает на Нижний Новгород. На помощь городу выдвигается московская рать, узнав о приближении которой, ордынцы отходят. В зиму с 1376 на 1377 год московская и суздальско-нижегородская рати под началом Дмитрия Боброка предприняли успешный поход на камских булгар.

В марте 1377 года на подступах, по мнению некоторых исследователей, к Казани, произошло решающее сражение, где булгары были разбиты. По некоторым сведениям обе стороны применили огнестрельное оружие , впрочем без особого успеха. Одна из ордынских земель была подчинена Москве: здесь русские воеводы оставили московского наместника и сборщиков пошлин.

Однако в 1377 году ордынцы нанесли ответный удар. Затем ордынцы взяли и сожгли Нижний Новгород, который остался без защиты. После этого ордынцы вторглись в пределы Рязани и разгромили её.

Рязанскому князю Олегу Ивановичу едва удалось спастись. Битва на Пьяне. Лицевой летописный свод Русская армия Большую роль в победах Москвы в этот период сыграла армия.

Дмитрий Иванович смог организовать серьёзную и боеспособную рать. Русское войско XIV века было войском феодальным, где в основе организации лежал территориальный принцип. То есть, в случае военной необходимости великий князь сюзерен созывал под своё знамя всех своих вассалов, по княжествам, городам, уделам и вотчинам.

Русское состояло из таких отрядов, набранных по территориальному принципу, в него входили удельные князья, бояре, дворяне, боярские дети, приближённые феодалов, вольные слуги а также городские ополченцы. Отрядами командовали крупные и средние феодалы бояре и князья. Служба в войске в это время становится обязательной, крепнет дисциплина, и, главное, более чёткой организацией самого войска и управления им.

Самыми мелкими подразделениями были «копья», то есть командир — знатный воин, и несколько подчинённых ему бойцов, всего около 10 человек. Несколько десятков «копий» объединялись в «стяг», то есть более крупное подразделение, находившееся под командованием бояр или мелких князей. Численность русских «стягов» была от 500 до 1500 человек.

Полков вроде ордынских туменов было несколько — Большой полк, полки Левой и Правой руки это было традиционное деление русской армии , также формировали Передовой и Сторожевой полки. Важную роль в организации русской рати сыграли предшествующие дипломатические усилия Москвы. Согласно договорам того времени, сначала уделы, а затем и независимые от Москвы княжества, были обязаны выступать вместе с Московским великим княжеством против общего врага.

И, отсюда — «будеть ми вас послати, всести вы на конь без ослушанья». Война 1375 года с Тверью закончилась именно таким договором, причём в совместных походах были обязаны участвовать оба великих князя. В ходе этой же кампании против Твери Москва провела такую мобилизацию: в составе совместной рати выступили войска Серпуховско-Боровского, Ростовского, Ярославского, Суздальского, Брянского, Кашинского, Смоленского, Оболенского, Моложского, Тарусского, Новосильского, Гордецкого и Стародубовского княжеств.

Согласно договору, своё войско выставил и Новгород. Всего на Тверь выступило, согласно летописи, 22 отряда, которые, видимо, были объединены в несколько полков. Уже во время похода на Тверь у войска, собранного московским великим князем, было единое командование.

Таким главнокомандующим стал великий князь, по велению которого и собиралось объединённое войско русских княжеств. Возможно, что в тот же период были созданы войсковые росписи — «разряды», которые регламентировали количество отрядов, их вооружение, построение, воевод. В этот же время на Руси происходит своеобразное возрождение пехоты.

Плотные пехотные построения, ощетинившиеся ежом копий, опиравшиеся на поддержку стрелков из лука и арбалетчиков в задних шеренгах стали грозной силой, способной остановить вражескую конницу и дать время своей коннице организовать контратаку. В начале сражения в первой линии, а во время атаки врага в 5-й и 6-й шли лучники и арбалетчики. Оружие дистанционного боя в течение XIV столетия играет всё более важную роль при ведении боевых действий.

Арбалетчики и лучники в период сражения на Воже и Куликовской битвы играли довольно значимую роль в русских полках.

В основном все болгарские племена поклонялись единому богу Тэнгре небесному создателю , были хорошими воинами, умеющими держаться в седле и стрелять из лука. Хан Кубрат несомненно был выдающейся личностью и талантливым государственным лидером Часть населения еще до объединения в Великую Болгарию занималась возделыванием земли. Имелись у болгар и их соседей - суваров - плуги, серпы, косы, использовались эти орудия для производства пшеницы, ячменя, проса и других злаковых культур.

В своих садах и огородах выращивали болгары фрукты и овощи, разводили виноградники. Жилища их были в основном полуземляные или глинобитные. Хорошо были развиты ремесла, особенно гончарное. Глиняная посуда различного предназначения проходила обжиг в специальных печах.

Производили болгары также оружие и украшения. Множество изделий делалось из кости. От тюрков болгары унаследовали основы рунической письменности, которая до сих пор до конца не расшифрована. Образцы рунических писем можно было увидеть на надгробьях, дощечках и пергаменте.

Сегодня образцы рунической письменности выставлены в Булгарском музее Как государство, Великая Болгария просуществовала совсем недолго — только в течение правления хана Кубрата 632-665 гг. После его смерти, проигнорировав наказ отца о развитии единого сильного государства, сыновья Кубрата поделили между собой власть и племена, что ослабило Великую Болгарию, которая вскоре пала под натиском Хазарского каганата. Имеются косвенные данные о том, что сам хан Кубрат имел очень хорошее образование и воспитание, которые он получил в Константинополе, где рос, якобы, в императорском дворце. Кстати, считается, что там же Кубрат принял христианскую веру.

Но точных доказательств этому нет. Нет и точных данных о месте его захоронения. Считается, что найденное в 1912 году под деревней Перещепино на Полтавщине богатое погребение является захоронением именно этого известного правителя Великой Болгарии. Сегодня там установлен памятный знак.

На предполагаемом месте захоронения Кубрата ныне находится Памятный знак У Кубрата было пять сыновей, которые разорвали единое государство на пять кусков, потеряв при этом единство этноса и его пассионарность. Самым известным из сыновей Кубрата является хан Аспарух, получивший в наследство западную часть созданного отцом государства. Он уходит со своим племенем на запад, где в союзе со славянскими племенами ведет успешные действия против Византийского государства. Победив императора Константина Четвертого, Аспарух основывает новое государство — Болгарию, в котором остатки болгар ассимилируют с местными славянами, практически растворяясь в них.

Имя прежних болгар остается здесь только в названии государства, существующего и поныне. Хан Аспарух является основателем Первого Болгарского государства Другой сын — Альцек — увел подвластные ему племена в Италию под власть короля лангобардов и осел там. Некрополи древних болгар сегодня можно увидеть в районе Кампобассо, а сам болгарский этнос здесь также бесследно растворился. Еще один из сыновей Кубрата — Кубер — ушел в Македонию.

Два других брата — Батбаян и Котраг — оставались еще какое-то время на своих землях по двум берегам реки Дон, пытаясь сопротивляться усилившемуся влиянию Хазарского каганата и выплачивая ему дань. Впоследствии часть этих племен уходит на север, в район рек Волги и Камы, где уже жили финские и тюркские племена, и, осев там, со временем создали новое государство Волжскую Булгарию, подчинив себе при этом местное население, а со временем и ассимилировав с ним. Другая часть болгар влилась в горную народность Кавказа - кабардино-балкарскую. Хан Кубрат пытался объяснить сыновьям, что сила в единстве.

Но не послушались сыновья Объединение болгарских племен в Волго-Камском регионе в единое государство было осуществлено при правителе Алмасе Алмуше в конце 9 века. Надо отметить, что болгары оказались первыми, кто создал в Среднем Поволжье централизованную государственность. В наименовании самих болгар поменялась со временем только одна буква. Переселившись на Волгу, они стали именоваться булгарами.

Возникновение Волжской Булгарии Поселения первых людей на территории Татарстана относятся к эпохам позднего палеолита и мезолита. Еще в далекие времена древности, в 1 тысячелетии до нашей эры, местные племена, осевшие в районе Среднего Поволжья начали приобщаться к ведению хозяйства, к земледелию,скотоводству и охоте. До прихода болгар и суваров на территорию Средней Волги здесь уже проживали вероятные предки славянской народности, финно-угры и тюрки, принесенные сюда волной первых гуннских походов. Добулгарские поселения, оформившиеся на территории нынешнего Татарстана со времени вторжения гуннов и до прихода болгар, историки идентифицируют как Именьковскую культуру.

Это были оседлые племена, занимающиеся земледелием, мелким животноводством, рыболовством, охотой. Осваивали они и определенные ремесла, в том числе, гончарное, металлургическое и т. Их жилища представляли собой в более раннем виде полуземлянки, а в более позднем - деревянные срубы. Захоронений именьковцев не обнаружено, вероятно, у них был обычай трупосожжения, поэтому восстановить их внешний облик нет возможности.

В Волжско-Камском регионе ранее обитали племена, относящиеся к Именьковской культуре Как уже упоминалось выше, теснимые Хазарским каганатом, болгары в конце 7 столетия стали уходить с насиженного места из Приазовья на северо-восток, пока не оказались в довольно обжитом Волго-Камском районе, где они и решили остановиться. Немного позже в начале 8 века за ними пришли в эти земли и племена родственных им суваров, спасаясь от зависимости Хазарского каганата и от участившихся нападений арабских кочевников. Учитывая, что в данном регионе уже проживали финно-угорские и частично тюркские племена, под воздействием пассионарности болгар в 8 столетии образовывается Болгарский племенной союз, объединивший все проживающие в данном регионе этносы. К концу 9 столетия на основе этого союза сформировалось новое государство — Волжская Булгария, объединившая территории нынешнего Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии.

Так могли выглядеть полуземлянки именьковцев - коренного населения края После прихода в Среднее Поволжье болгарских племен, многие представители именьковской культуры переселяются на запад, а оставшиеся ассимилируют с пришлыми болгарами. Во всяком случае, археологический след именьковцев обрывается именно после прихода сюда болгар. Булгария, формируясь на новом месте, развивается как оседлое образование, жители которого постепенно освоили все ведущие виды хозяйственной деятельности от земледелия и скотоводства, до торговли и ремесел. Основным языком являлся язык булгарский.

Обычаи, культура и религия Волжской Булгарии К 10 веку Волжская Булгария стала экономически развитым и довольно большим раннефеодальным государством, широко известным за пределами, как на Западе, так и на Востоке. Развитие государства шло во всех возможных направлениях, и его основные города — Булгар , Биляр и Сувар - превратились в крупные торгово-ремесленные и культурные центры. А столица, которая вначале была в Булгаре, а затем переместилась в Биляр — являлась к тому же и важным политико-административным центром, играющим в округе очень важную роль. Основные занятия и обычаи булгар Болгарские племена, придя на Волжские берега и став булгарами, уже имели определенный опыт оседлого хозяйствования, который они получили в период своего проживания в Приазовье.

Не чуждо им было земледелие, в котором они активно применяли двупольную систему. Разнообразие высеваемых злаков тоже было весьма впечатляющим — от ржи и пшеницы до чечевицы и конопли. Для пахоты использовались плуги, а позднее сохи. Очень многогранным было и скотоводство — коровы и лошади, овцы и козы, домашняя птица и т.

О развитии земледелия у древних булгар можно узнать в Музее хлеба в Булгаре Большой популярностью пользовался булгарский мед, который собирали у диких пчел, но за дуплами с ульями велся определенный уход. Также хорошо был развит охотничий промысел и рыболовство, ведь многочисленные леса были полны пушной дичи, а реки — рыбы. Также в лесах было много орехов и ягод. По мере развития государства, ремесло стало выделяться в отдельную индустрию, то есть ремесленники зарабатывали себе на жизнь только своим уменьем.

А умели они многое - выплавлять металл, в частности даже сталь, производить всевозможные орудия труда, повозки и телеги, гвозди и замки. Ювелиры работали с медью, серебром и золотом. Изделия булгарских гончаров были красивы и прочны. Вероятно, булгары могли работать и со стеклом.

Одежда шилась из кожи, мехов, ткани и войлока и часто украшалась орнаментами и вышивкой. Из железа булгарские мастера могли делать самые мелкие предметы Сохранение порядка в государстве регулировалось местными законами, которые были довольно жестоки. Из «записок» Ибн Фадлана следует, что прелюбодеяние, воровство и убийство, причем даже нечаянное, каралось смертью. Например, убийцу закрывали в ящик с тремя лепешками и кружкой воды и подвешивали на дереве, обрекая его на голодную смерть.

Согрешивших мужчин и женщин рассекали на две части и также вешали на деревья для наглядного примера другим. Интересно, что после принятия ислама, подобные жестокости были смягчены новыми мусульманскими законами. Городское строительство С конца 9 столетия в Волжской Булгарии начинают строиться большие города, прежде всего Булгар, являющийся столицей в 10-11 веках, Биляр Великий город и Сувар. Кроме этих трех основных самых известных булгарских городов появлялись и другие населенные пункты — Ошель, Нохрат и т.

Волжская Булгария вообще была государством городов. По археологическим остаткам городищ их можно поделить на три вида: большие города, замки феодалов и военные оборонительные крепости. Все населенные пункты ограждались оборонительными валами, рвами и крепостными стенами — в военно-инженерном плане булгары были на должной высоте! Они создавали превосходно укрепленные городские объекты.

Подобные оборонительные сооружения были характерны особенно для домонгольского периода строительства. Немногочисленные булгарские города строились красивыми и защищенными от врага Булгарские города строились по традиционным средневековым канонам. Центр города, в котором проживала основная городская знать и правящая верхушка, представлял собой классическое крепостное сооружение стены и башни, рвы и валы. Далее до следующего укрепления размещался внутренний город, который находился непосредственно за крепостными стенами.

Жителями внутреннего города являлись его наиболее состоятельные граждане — купеческое сословие, врачи и преуспевающие ремесленники, религиозные служители и местная интеллигенция в виде учителей, поэтов и художников. Наиболее богатые граждане могли позволить построить себе каменный дом.

В 1229 году, учитывая, что завоевание поволжских земель столкнулось с трудностями, Курултай монголов постановил выделить дополнительные силы для завоевания земель Нижнего и Среднего Поволжья.

В том году боевые действия развернулись в районе города Саксин в одноименной местности, где монголы получили отпор со стороны созданной болгарами коалиции степных племен. Противника остановили на реке Яик в районе современного Оренбурга и он вынужден бы остаться зимовать там, так и не прорвавшись на Волгу. Следующий поход на волжских болгар монголы предприняли в 1232 году, но он опять закончился неудачей.

В 1236 году, объединив все силы, предназначенные для похода на Запад, монголы большими силами вторгаются в пределы Волжской Болгарии с целью окончательного разгрома этого государства. Монгольское войско насчитывало, по разным оценкам, от 60 до 120 тысяч человек, в числе которых все 12 царевичей-чингизидов, отправленных решением курултая в этот поход. В ответ на это болгары провели тотальную мобилизацию всего мужского населения, способного носить оружие и выставили против монголов ополчение численностью в 50 тысяч человек.

Монголы разгромили основные силы болгар и взяли штурмом их столицу — город Биляр. Затем ими были взяты все крупные города: Болгар, Джукетау, Бряхимов, Сувар и другие.

Москва, 1951. Халиков А. Казань, 1968. Том 1. Кучкин В. X — начало XX вв.

Москва, 1975. Фахрутдинов Р. Очерки по истории Волжской Булгарии. Москва, 1984. Волжская Булгария и Русь.

Как булгары выстояли в войнах с Рюриковичами, но проиграли монголам

Собрание «монгольской» знати 1235 года объявило общий поход на запад. В 1376 году Мамай снова нападает на Нижний Новгород. После падения Хазарского каганата в результате похода на него в 965 году князя Святослава Игоревича, — Волжская Булгария, до того времени являвшаяся хазарским данником, стала потенциальным соперником Руси на Среднем Поволжье. 1395—1396 — предположительные годы похода Юрия Звенигородского на Волжскую Булгарию (первый вариант из русских летописей). В 922 году Волжскую Булгарию посетило посольство халифата, присланное по просьбе царя булгар для наставлений в принятии ислама. Весной 1376 года Московский князь Дмитрий Иванович, в будущем прозванный Донским, вторгся в Волжскую Булгарию.

11 августа 1378 года князь Московский Дмитрий (позднее Донской) разгромил войско орды на реке Воже

Булгарские походы :: Татарская энциклопедия TATARICA Поход Владимира на Волжскую Булгарию и заключение мира в 985 году.
Падение Великой Булгарии — Тайны Истории (Николай Разгуляев) — NewsLand В том же 1376 году монголо-татары пересекли границу Новосильского княжества и разорили его.
Кто из князей разгромил Волжскую Булгарию? Однако некоторые исследователи считают, что Тамерлан конкретно на Волжскую Булгарию поход не совершал.
Исчезнувшее государство. Историк — о Волжской Булгарии Именно в 1220 году великий владимирский князь Юрий Всеволодович организовал большой военный поход на Волжскую Булгарию.
Князь Андрей Боголюбский: победа над булгарами Поход на волжских булгар (в 1376 году).

Как булгары выстояли в войнах с Рюриковичами, но проиграли монголам

Всего зафиксировано 15 конфликтов включая поход князя Святослава. Из них русскими войсками было одержано 13 побед. Дважды русские дружины потерпели поражение.

Следует отметить, что войны с восточным соседом не носили религиозного характера, конфликты происходили на экономической почве. Пограничное Ростово-Суздальское княжество боролось с булгарами за контроль торгового пути по Волге, и в отдельные периоды соседям удавалось договариваться и создавать свободные для торговли зоны. Многие товары с Востока попадали в русские города как раз через Булгарию. Но сохранить мирные партнерские отношения удавалось не всегда, из русских летописей известно о захватах булгарами русских городов, в 1088 году Мурома, в 1107 году Суздаля. О том, что булгары причиняли серьезный ущерб русским, говорит арабский историк Абу Хамид ал-Гарнати, побывавший в Волжской Булгарии в середине XII века: булгарский правитель «выходит в походы против неверных и уводит в плен жен их, их сыновей и дочерей и лошадей».

Ответными действиями были военные экспедиции русских дружин в булгарские земли — это поход князя Юрия Долгорукого в 1120 году и поход его сына Андрея Боголюбского в 1164 году. В составе дружины были священнослужители, которые несли чудотворные иконы — Спасителя и Владимирской иконы Божией Матери. Подобный обычай включать в войско православное духовенство и брать святыни русские позаимствовали у Византии.

Московским полком командовал выехавший из Литвы на московскую службу князь Дмитрий Михайлович Волынский по прозвищу Боброк. Женившись вторым браком на сестре Дмитрия Московского Анне, Боброк занял одно из первых мест среди московской знати. Это был опытный и храбрый воевода. Командование нижегородским полком Дмитрий Суздальский поручил своим сыновьям Василию Кирдяпе и Ивану.

Рогожский летописец сохранил довольно подробное описание этого похода. Вероятно, оно записано летописцем со слов его участника. И приидоша къ Блъгаром въ великое говение месяца марта 16 день въ понедельник на вербной недели 16 марта 1377 года.

После первого столкновения в виду огромной военной силы противника эмир Волжской Болгарии предпринял ряд усилий для укрепления обороноспособности страны. Были возведены новые фортификационные сооружения вокруг тогдашней столицы государства — города Биляр и создана засечная черта в его южной части. Но самое главное болгары попытались создать военный союз с соседними племенами против монголов. Они объединились с племенами саксин, жившими ниже по Волге, башкирами, мадьярами и кипчаками. Также они предлагали военный союз Владимиро-суздальскому князю, но он отказался от него. В 1229 году, учитывая, что завоевание поволжских земель столкнулось с трудностями, Курултай монголов постановил выделить дополнительные силы для завоевания земель Нижнего и Среднего Поволжья. В том году боевые действия развернулись в районе города Саксин в одноименной местности, где монголы получили отпор со стороны созданной болгарами коалиции степных племен. Противника остановили на реке Яик в районе современного Оренбурга и он вынужден бы остаться зимовать там, так и не прорвавшись на Волгу. Следующий поход на волжских болгар монголы предприняли в 1232 году, но он опять закончился неудачей.

Походы русских на Волжскую Булгарию

Исчезнувшее государство. Историк — о Волжской Булгарии Поход Руси на Волжскую Булгарию (1183) — поход Всеволода Большое Гнездо и половцев.
Походы в Волжскую Булгарию Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках разверну.
Падение великой Булгарии первый военный поход Андрей Боголюбского после похода Юрия Долгорукого (1120) на волжских булгар, в результате которого был взят булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожжено три других города.
Булгарский поход Владимира Святославича Волжско-Камская Булгария. Государство волжско-камских булгар (тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VII в., затем переселились в Ср. Поволжье.

Кто из князей разгромил Волжскую Булгарию?

Поход Владимира На волжскую булгарию в 985 г.: комментарий к летописной статье. Поход на волжских булгар был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским (Донским) и Дмитрием Константиновичем Суздальским. Под 985 годом «Повесть временных лет» сообщает о походе Владимира на Волжскую Булгарию.

Причины и цель похода

  • Владимирские князья пытались взять под контроль Поволжье
  • Походы в Волжскую Булгарию
  • День в истории: поражение русских войск в битве с ордынцами на реке Пьяне
  • Булгарский поход Владимира Святославича

Булгарский поход Владимира Святославича

в какие годы рати Всеволда Большое Гнездо совершали походы на Волжскую Булгарию - Узнайте о походе князя Владимира на Волжскую Булгарию в 985 году и его влиянии на историю Древнерусского государства и Волжской Булгарии.
Идем грабить басурман . Дмитрий Донской Поход на Волжскую Булгарию 1376.
Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) 1395—1396 — предположительные годы похода Юрия Звенигородского на Волжскую Булгарию (первый вариант из русских летописей).
Гроза византийцев, союзники русских, противники монголов: Откуда взялись и куда девались булгары В 1376 году Мамай снова нападает на Нижний Новгород.

Булгарский поход русских князей (1376) (>rligjvtnw hk]k; jrvvtn] tux[yw (1376))

Однако некоторые исследователи считают, что Тамерлан конкретно на Волжскую Булгарию поход не совершал. Волжско-Камская Булгария. Государство волжско-камских булгар (тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VII в., затем переселились в Ср. Поволжье. В том же 1376 году монголо-татары пересекли границу Новосильского княжества и разорили его. Поход на Волжскую Булгарию 1376 Монголо татарское иго Дата 1376 года Место Волжская Булгария. Поход Владимира На волжскую булгарию в 985 г.: комментарий к летописной статье. В Волжской Булгарии было два основных города — Булгар и Сувар.

Волжская Булгария

Одним из таких соседей была Волжская Болгария — государство в среднем течении Волги и Камы, занимавшее выгодное положение на торговом пути из Европы в мусульманский мир, жители которого исповедовали ислам. Волжские болгары впервые столкнулись с монголами в 1223 году, когда монгольские войска под командой Субудай-багатура после победы над объединенными силами русских князей и половцев вторглись в пределы Волжской Болгарии, но, судя по сообщению арабского летописца ибн Аль-Асира, потерпели поражение и вынуждены были уйти из нее. После первого столкновения в виду огромной военной силы противника эмир Волжской Болгарии предпринял ряд усилий для укрепления обороноспособности страны. Были возведены новые фортификационные сооружения вокруг тогдашней столицы государства — города Биляр и создана засечная черта в его южной части. Но самое главное болгары попытались создать военный союз с соседними племенами против монголов.

Они объединились с племенами саксин, жившими ниже по Волге, башкирами, мадьярами и кипчаками. Также они предлагали военный союз Владимиро-суздальскому князю, но он отказался от него. В 1229 году, учитывая, что завоевание поволжских земель столкнулось с трудностями, Курултай монголов постановил выделить дополнительные силы для завоевания земель Нижнего и Среднего Поволжья. В том году боевые действия развернулись в районе города Саксин в одноименной местности, где монголы получили отпор со стороны созданной болгарами коалиции степных племен.

Под стенами города булгарское войско в ближнем бою потерпело поражение. Оставшиеся бежали в город и укрылись за крепостными стенами. Штурма города не произошло. Хасан-хан запросил мира, выплатив 5000 рублей 2000 князьям и 3000 воинам и воеводам. Последствия В Булгаре был посажен русский таможенник. Булгария также обязалась выплачивать ежегодную дань Московскому князю.

Они отказались только от встречи с ним в генеральном сражении. Как же понимать летописное объяснение действий Дмитрия Донского? Мнение, что данная характеристика содержит обвинение великого князя в малодушии поскольку принадлежит, возможно, сводчику, близкому к митрополиту Киприану, враждовавшему с Дмитрием 608 , не представляется убедительным. Весь тон летописного рассказа о нашествии Тохтамыша — сочувственный к московским князьям. Автор с симпатией говорит о победе Владимира Андреевича, о мести Дмитрия принявшему сторону хана Олегу Ивановичу Рязанскому, пишет даже фактически о страхе Тохтамыша перед московскими князьями, заставившем его быстро уйти из Северо-Восточной Руси «чая на себе наезда, того ради не много дней стоявше у Москвы» ; сочувственно изображено и возвращение Дмитрия и Владимира в разоренную Москву «князь великии Дмитрии Ивановичь и брать его князь Володимер Андреевичь с своими бояры въехаша въ свою отчину в град Москву и видеша град взять и огнем пожжен, и церкви разорены, и людии мертвых бещисленое множьство лежащих, и о сем зело сжалишася, яко расплакатися има... Поэтому характеристику мотивов поведения Дмитрия Донского нельзя считать уничижительной. Речь может идти о том, что объяснение отказа от открытого боя нежеланием сражаться с «самим царем» было лучшим в глазах общественного мнения оправданием для князя, более предпочтительным, чем констатация несомненно имевшего место недостатка сил после тяжелых потерь в Куликовской битве 610. Заметим, что поход Тохтамыша был первым случаем после Батыева нашествия, когда в Северо-Восточную Русь во главе войска явился сам хан улуса Джучи; а если учесть, что Батый в современных русских известиях о его походах 1237—1241 гг. Последний, в отличие от прежних правителей законных «царей» щедро награждается уничижительными эпитетами: «поганый», «безбожный», «злочестивый» 612. По отношению к Тохтамышу такие эпитеты отсутствуют причем не только в рассказе Рогожского летописца и Симеоновской летописи, но и в Повести Новгородской IV — Софийской I. Очевидно, что представление об ордынском царе как правителе более высокого ранга, чем великий князь владимирский, как о его законном сюзерене, не было уничтожено победой над узурпатором Мамаем. Взятие столицы противника — несомненно победа, и Тохтамыш выиграл кампанию. Однако факт разорения Москвы несколько заслоняет общую картину результатов конфликта. Тохтамыш не разгромил Дмитрия в открытом бою, не продиктовал ему условий из взятой Москвы, напротив, вынужден был быстро уйти из нее. Помимо столицы, татары взяли только Серпухов, Переяславль и Коломну. Если сравнить этот перечень со списком городов, ставших жертвами похода Едигея 1408 г. А события, последовавшее за уходом хана из пределов Московского великого княжества, совсем слабо напоминают ситуацию, в которой одна сторона — триумфатор, а другая — униженный и приведенный в полную покорность побежденный. Осенью того же 1382 г. Дмитрий «посла свою рать на князя Олега Рязанского, князь же Олег Рязанскыи не во мнозе дружине утече, а землю всю до остатка взяша и огнем пожгоша и пусту створиша, пуще ему и татарьскые рати» 613. Но главной проблемой был Михаил Тверской; поражение Дмитрия оживляло его, казалось бы, похороненные в 1375 г. Опасность союза Михаила с Тохтамышем осознавалась в Москве уже в самый момент нападения хана: вряд ли случайно Владимир Андреевич Серпуховский находился со своими войсками не где-нибудь, а у Волока, то есть на пути из Москвы в тверские пределы; скорее всего, его целью было препятствовать ордынско-тверским контактам. Серпуховский князь только частично справился с этой задачей: подошедшие к Волоку татары были разбиты, но посол Михаила сумел добраться до Тохтамыша и возвратиться 614 ; после этого тверской князь выехал к хану, «ища великого княжения» 615 , но двинулся «околицею, не прямицами и не путма» 616. Поскольку отправился Михаил в путь 5 сентября 617 , очень вероятно, что он не знал об уходе хана из Москвы, и уж во всяком случае рассчитывал застать его еще в русских пределах 618 , но будучи вынужден из опасения перед москвичами идти окольным путем, не сумел этого сделать. Той же осенью к Дмитрию от Тохтамыша пришел посол Карач 619. Целью этого посольства, несомненно, был вызов великого князя в Орду, естественный в сложившейся ситуации. Таким образом, Дмитрий после ухода Тохтамыша не только не поехал в Орду сам, но не отправил туда первым даже посла — фактически это означает, что великий князь продолжал считать себя в состоянии войны с Тохтамышем и ждал, когда хан сделает шаг к примирению. Не торопился Дмитрий и после приезда Карача — только весной следующего, 1383 г. Этот ход был политически точен. Если бы великий князь отправился сам, во-первых, его жизнь была бы в опасности — если не от хана что, впрочем, должно было представляться вполне реальным — Михаил и Александр Тверские были казнены за куда меньшие провинности, им и в голову не приходило воевать с «самим царем» , то от бывших мамаевых татар, желающих отомстить за позор Вожи и Куликова поля, или находившихся в Орде людей Михаила Тверского. В случае гибели Дмитрия Московское княжество попало бы в сложную ситуацию: его старшему сыну было 11 лет. В убийстве же Василия заинтересованных не было: для хана оно означало бы усугубление конфронтации с Дмитрием, для мамаевых татар не имело смысла, так как княжич не участвовал в Куликовской битве, для тверичей означало бы навлечь на себя месть Дмитрия, от которой, как показал пример Олега Рязанского, покровительство Орды не спасет. Во-вторых, поехав в Орду лично, Дмитрий поставил бы себя вровень с Михаилом Тверским и признал бы свое полное поражение. С другой стороны, послать кого-либо рангом ниже великокняжеского сына было бы в данной ситуации чрезмерной дерзостью. Михаил Тверской, несмотря на личную явку, великого княжения владимирского не получил, оно было оставлено за Дмитрием Ивановичем 621. В качестве причин такого решения хана в историографии назывались богатые дары, полученные от москвичей, и реалистическая оценка Тохтамышем соотношения сил на Руси 622. Исходя из общих соображений подобного рода, можно еще вспомнить, что Тохтамыш уже готовился к войне с Тимуром 623 и ему невыгодно было иметь в тылу сильного врага. Но представляется, что сложившуюся в 1383 г. Что означает эта сумма? Известно, что в конце правления Дмитрия Донского дань с его владений то есть с территорий собственно Московского княжества и Владимирского великого княжества составляла 5000 рублей в год 625 , в том числе с собственно Московского княжества 1280 рублей 960 с владений Дмитрия и 320 с удела Владимира Андреевича 626 или если в этот расчет не входит дань с самой Москвы несколько больше — около 1500 рублей 627. Цифра 8000 рублей близка к сумме выхода за два года за вычетом дани с собственно Московского княжества; последняя была равна за этот срок 2560 рублям или около 3000, а без учета дани с удела Владимира Андреевича — 1920 или немного более 2000. Следовательно, очень вероятно, что Василий привез в Орду дань за два года с Московского княжества может быть, за исключением удела Владимира, особенно сильно пострадавшего от ордынских войск и потому малоплатежеспособного , а уже в Орде была достигнута договоренность, что Дмитрий заплатит за те же два года выход и с территории великого княжества Владимирского 8000 рублей 628. Выплата же задолженности выхода с великого княжества Владимирского была поставлена в зависимость от ханского решения о его судьбе: в случае оставления великого княжения за Дмитрием Ивановичем он гарантировал погашение долга, а если бы Тохтамыш отдал Владимир Михаилу Тверскому, Москва считала себя свободной от этих обязательств — выполнять их должен был бы новый великий князь владимирский. Тохтамыш предпочел не продолжать конфронтацию с сильнейшим из русских князей: передача ярлыка Михаилу привела бы к продолжению конфликта и сделала бы весьма сомнительными шансы хана получить когда-либо сумму долга. Настаивать на уплате выхода за 1380 г. Таким образом, в 1383 г. Произошло ли в 1383 г. Имеется единственное свидетельство о ее размере в «дотохтамышеву» эпоху: дань с Тверского княжества в начале 20-х гг. Московское княжество было примерно одних размеров с Тверским, следовательно, вряд ли с него требовались меньшие выплаты. А это значит, что около полутора тысяч рублей, причитавшихся с Московского княжества при Тохтамыше, были меньшей суммой, чем та, которая поступала в Орду при Узбеке и Джанибеке. По-видимому, это сумма, которую обязался платить Дмитрий по докончанию с Мамаем 1371 г. Вероятно, и дань с территории великого княжения уступала в размерах той, что выплачивалась до «замятии» в Орде. Осенью 1383 г. Очевидно, он и привез Дмитрию ярлык на великое княжение. Михаил Тверской тогда еще находился в Орде: он вернулся 6 декабря 630 , и вскоре после этого был убит Некомат Сурожанин, в 1375 г. По-видимому, эти два события связаны между собой: в Москве санкционировали устранение Некомата из летописного известия неясно, была это казнь или убийство тогда, когда стало окончательно ясно, что Михаил не получил в Орде желаемого. Впрочем, тверской князь вернулся все же не с пустыми руками. Кашин оказался под властью тверского князя. Это противоречило одному из пунктов договора 1375 г. Ни выходом не надобе тобе ко Тфери Кашину тянути. А его ти не обидети. А имешь его обидети, мне его от тобе боронити» 634. В грамоте не оговорена судьба Кашина в случае бездетной смерти Василия Михайловича; но поскольку его отчина высвобождалась из-под юрисдикции Твери и кашинский князь становился непосредственным вассалом Дмитрий Ивановича, в такой ситуации должно было действовать древнее право великого князя владимирского на выморочные княжества. Тем не менее Кашин достался не ему, а тверскому князю. Здесь, в отличие от договора 1375 г. Поскольку дошедшая до нас грамота адресована Василием Михаилу, обязательства московских князей по отношению к тверским не сохранились. Но в договоре 30-х годов XV в. Василия II с Борисом Александровичем Тверским в этом случае имеется, наоборот, грамота тверского князя московскому теми же словами, какими в грамоте 1399 г. Таким образом, докончание 1399 г. В отношении великого княжения владимирского была подтверждена договоренность 1375 г. Кроме того, московский князь признавал независимость Твери: это выражалось в именовании Михаила Александровича «братом» и признании за ним права самостоятельных сношений с Ордой 638. Однако можно ли считать, что урегулирование московско-тверских отношений новым договором состоялось только в 1399 г.? Есть основания для отрицательного ответа на этот вопрос. В докончании 1399 г. Но, во-первых, это не была война с самим ханом, а договор 1399 г. Во-вторых, и главное, этот поход имел место в конце 1399 г. Очевидно, что упоминание «войны с царем» может иметь в виду только события 1382 г. Следовательно, пункт договора 1399 г. Нарушение Михаилом обязательства не претендовать на великое княжение и неясная после смерти Василия Михайловича судьба Кашина требовали обновления договора. Датировать это не дошедшее до нас московско-тверское докончание следует, скорее всего, 1384 г. Михаил вынужден был подтвердить свой отказ от претензий на великое княжение, а Дмитрию пришлось признать равный статус тверского князя и его права на Кашин. Примечательно, как в целом сказано в договоре 1399 г. А по грехом, пойдет на нас то есть на московских князей. А что есмя воевал со царем, а положит на нас в том царь виноу, и тоб, брате, в том намъ не дати ничего, ни твоим детем, ни твоим внучатом, а в том нам самим ведатися» 645. С одной стороны, оборонительная война с татарами, в том числе и с их царем, воспринимается как само собой разумеющееся дело. С другой стороны, наступательные действия как в договоре 1375 г. Война с царем, несмотря на ее допустимость, расценивается как провинность перед сюзереном, за которую тот вправе потребовать особую плату «вина» в данном случае имеет смысл именно платы за вину, то есть штрафа за совершенную провинность 646. Сопоставление «ордынских статей» договоров 1375 г. Тем не менее, это отступление не было возвратом к ситуации, существовавшей до «замятии»: война с татарами рассматривается в общем ряду с войной против других иноземных соседей. Таким образом, поход Тохтамыша, при всей тяжести понесенного Москвой удара, не был катастрофой. С политической точки зрения он не привел к капитуляции Москвы, а лишь несколько ослабил ее влияние в русских землях. Что касается сферы общественного сознания, то неподчинение великого князя Дмитрия узурпатору Мамаю еще не привело к сознательному отрицанию верховенства ордынского царя. С приходом к власти в Орде законного правителя, правда, была предпринята осторожная попытка построить с ним отношения, не прибегая к уплате выхода формальное признание верховенства, но без фактического подчинения. Война 1382 г. Несмотря на то, что в 1384 г. В конце 1385 г. Василий сумел бежать в Подолию, оттуда перебрался в Литву и 19 января 1388 г. После этого великий князь почувствовал себя раскованнее и сразу же вмешался в нижегородские дела, до этого находившиеся под контролем Тохтамыша. Уходя из русских пределов в 1382 г. Это было в начале сентября, а еще той же осенью 1382 г. На следующий год к нему присоединился сын — Иван Борисович, и тогда же Дмитрий Константинович послал в Орду Семена 649. По-видимому, Борис Константинович предъявил претензии на Нижний Новгород, стараясь обвинить старшего брата, тестя Дмитрия Донского, в союзничестве с московским князем, а Дмитрий Константинович пытался противодействовать проискам брата. Неизвестно, какое решение принял бы Тохтамыш, но 5 июля 1385 г. Дмитрий Константинович умер, и «царь же Тохтамыш то слышав в Орд-е преставление его вдасгь княжение Нижнего Новагорода князю Борису» 650. Борис, как следующий за Дмитрием по старшинству среди князей суздальско-нижегородского дома, теперь с полным правом занял главный из столов, принадлежащих этой княжеской ветви. Весной 1386 г. Борис Константинович вновь ходил в Орду и вернулся «тое же осени» 651 ; в том же году Василий Дмитриевич пытался бежать из Орды, но был схвачен 652. Очевидно, визит Бориса преследовал цель способствовать нейтрализации племянника — возможного соперника. Примерно в конце следующего, 1387 г. Борис послал в Орду своего сына Ивана, и после этого «прииде из Орды князь Василеи Дмитреевичь Суждальскыи, и поручи ему царь, вда ему Городець» 653. Городец был прежде уделом Бориса Константиновича: очевидно, Борис хотел передать его сыну, но Тохтамыш не пожелал чрезмерно усиливать нижегородского князя и пожаловал Городец Василию. Сразу же после этого Василий и его брат Семен «собравше вой многи с своей отчины, Суждальцы и Городчане, а у князя великого Дмитрия Ивановича испросиша себе силу, рать можайскую и звенигородскую и волотьскую, и приидоша к Новугороду Нижнему на своего дядю в великое говенье, марта в 10 день, во вторник на похвальной недели, и стояша 5 день и умиришася; князь Борис сступися им волостей Новогородских, а они ему отступишася его уделовъ» 654. Исследователи единодушно считают, что после мартовского 1388 г. Но летописный рассказ не дает оснований для такого вывода — в нем говорится не о занятии Василием нижегородского стола 656 , а об уступке Борисом племянникам «волостей новогородских», то есть какой-то части территории Нижегородского княжества 657. В обмен Борису были возвращены «его уделы» — очевидно, какие-то территории в пределах Городецкого или Суздальского княжеств 658. Правда, существует серия монет, приписываемых Василию Дмитриевичу, в которых он именуется «великим князем» 659. Но даже если их атрибуция Василию Кирдяпе верна есть и точка зрения, что это монеты Василия Дмитриевича Московского 660 , это может свидетельствовать не о вытеснении Василием Бориса из Нижнего Новгорода, а о том, что после получения «волостей новгородских» он стал считаться совладельцем Нижегородского княжества и тоже обрел право на титул великого князя. Под 6897 г. Традиционно этот визит связывается со смертью Дмитрия Донского 19 мая 1389 г. Таким образом, Борис отправился за помощью к хану вскоре после столкновения с племянниками в 1388 г. Очевидно, он нес жалобу на племянников и их зятя и покровителя — великого князя. На это сообщение недавно обратил внимание Я. Не сомневаясь, что речь идет о сыне Дмитрия Донского, он предположил, что в момент смерти отца Василий Дмитриевич находился в Орде; с этим обстоятельством, по мнению Я.

По церковному преданию, булгарский купец Авраамий прибыл по торговым делам в столицу Волжской Булгарии, где стал проповедовать среди своих соплеменников христианство. Мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа. Но Авраамий был непоколебим. Его схватили. Но прежде чем применить силу к новоявленному христианину, булгары уточнили: «Авраамий не русский и не находится под защитой владимиро-суздальского князя». Был бы под защитой, то в силу мирных отношений его бы, скорее всего, не тронули. А так его подвергли мучениям и «усечению мечом» прямо на берегу Волги. Случилось это, как гасит предание, 1 апреля 1229 года. Тело Авраамия русские купцы, предположительно, муромские погребли на христианском кладбище в Булгаре. И вот, менее чем через год Юрий Всеволодович добился переноса мощей Авраамий Болгарского во Владимир. Сам князь с епископом Митрофаном и прочим окружением в марте 1230 года торжественно встретил святыню, сильно повысив свой авторитет. Мощи положили в Успенском соборе Княгинина монастыря, где они находятся и поныне. А потом пришла Орда... Монгольское нашествие не пощадило ни Волжскую Булгарию, ни русские княжества. Булгария поначалу нанесла монголам поражение — одно из первых на их пути.

Исчезнувшее государство. Историк — о Волжской Булгарии

В Волжской Булгарии этот знак был тамгой как княжеского рода, так и основной группы булгар-ского населения»12. В 1376 году Мамай снова нападает на Нижний Новгород. Поход на Волжскую Булгарию 1376. Монголо-татарское иго. В том же 1376 году монголо-татары пересекли границу Новосильского княжества и разорили его.

Военный гений Руси

Закиева, западные границы совпадают с границами Древней Руси. Основу хозяйства булгар составляло пашенное земледелие и скотоводство. Достаточно высоко у них было развито ремесло. В период, предшествовавший нашествию татаро-монгольских орд, отношения между восточными русскими княжествами и Волжской Булгарией не были стабильными2. Можно выделить несколько этапов этого взаимодействия. Город Муром носит имя расселявшихся в данном регионе племен финской языковой семьи. Ипатьевская летопись называет мурома племенем, стоящим на значительной ступени культуры и участвовавшим в торговле с Востоком. В X-XI вв. Муром был, очевидно, одним из основных пунктов этой торговли, о чем свидетельствуют находки богатейших кладов арабских монет VIII-X веков как в самом городе, так и в ближайшей его округе. Они говорят о постоянных наездах, а возможно, и о длительном пребывании здесь булгарских купцов. Очевидно, Муромский край представлял для них большой интерес»4.

Однако, разгневанные грабежами и разбоями по отношению к своим купцам на территориях Рязанского и Муромского княжеств и не найдя защиты у великого князя, который навряд ли из Киева мог повлиять на своих удельников, булгары предприняли захват Мурома. Под 1088 г. Подробности данного события находим у В. Татищева: «В те же времена были на Волге и Оке разбои, и много болгар торгующих пограбили и побили. Болгаре же прислали ко князю Олегу и брату его Ярославу просить на разбойников, но не получа управы и взятого, пришед с войски, Муром взяли, а села пожгли»5. При набегах булгары рассчитывали на внезапность удара и на хитрость. Вести правильную осаду они не умели. Подойдя к городу, окружали его и пытались взять измором, выжигая одновременно окружающие деревни и села. Муром, скорее всего, был захвачен благодаря внезапности нападения, но удержали его булгары в своих руках недолго. В 1095 году в Муроме уже посадник князя Олега Святославича.

Расчет на силу оружия, которой булгарская дипломатия постепенно вынуждала сдать позиции, себя не оправдал. Любое вооруженное действие со стороны булгар служило поводом для организации широкомасштабных походов объединенных суздальских, муромских и рязанских дружин по булгарским тылам. В 1120 году Юрий Долгорукий «ходи на Болгары и взя полон мног и полк их победи». Активное наступление русских на восток и северо-восток началось при преемнике Юрия, его сыне Андрее Боголюбском. В 1164 году Андрей вместе с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием совершили большой и удачный поход на булгар. Согласно Лаврентьевской летописи, русские князья булгар «исекоша множество, а стягы их поимаша, и едва в мале дружине утече князь Болгарьскыи до Великаго города. Князь же Ондреи воротися с победою, видев поганые Болгары избиты, а свою дружину всю здраву, стояху же пеши с святою богородицею на полчище под сиягы. И приехав до святое богородици и до пешец князь Андреи с Гюргием и со Изяславом и со Ярославом и со всею дружиною... Через восемь лет, зимой 1172 года, Андрей организовал новый поход на булгар. Возглавили его сыновья владимирского, муромского и рязанского князей.

Летопись указывает, что молодые княжичи отправились с неохотой, так как военная кампания против булгар в зимний период была сопряжена с большими трудностями. Но ослушаться воли отцов они не могли.

Если Митяй и принял от Мамая ярлык, находясь в Орде не исключено, что ярлык был выдан ранее поездки Митяя, в феврале 1379 г. Летописное «вся земля Русская» не имеет никакого отношения к проблеме единства митрополии: еще со второй четверти XIV в. Оснований для того, чтобы предполагать в период между сражением на Воже и Куликовской битвой два резких поворота в политике Дмитрия Ивановича — от противостояния Мамаю к признанию его власти и затем вновь к борьбе с Ордой — у нас нет. По сообщению Никоновской летописи источник которого неизвестен , Вельяминов был схвачен в том же году в Серпухове по пути из Орды 558. Возможно, он был послан в Тверь с целью, как и в 1375 г. Но нет оснований и полагать, что Митяй был сторонником активной борьбы с Ордой, а его противники склонялись к необходимости ей покориться. Хорошев ссылается на «Сказание о Мамаевом побоище», в котором митрополит Киприан советует Дмитрию умилостивить Мамая дарами 560. Но, во-первых, митрополит, согласно тексту «Сказания», в конце концов все же благословил великого князя «противиться» татарам 561.

Во-вторых и главное «Сказание о Мамаевом побоище» создано в дошедшем до нас виде во всяком случае не ранее конца XV в. В целом можно заключить, что водораздел между Митяем и его противниками проходил не по вопросу об отношении к Орде, и нет данных для предположений, что великий князь в конце 70-х гг. К лету 1380 г. Мамай основательно подготовился к решающей схватке с Москвой. Не надеясь после Вожи только на собственные силы, он заключил союз с новым великим князем литовским Ягайлой Ольгердовичем. Власть Мамая признал Олег Иванович Рязанский, видимо, желая избежать нового разгрома своего княжества в то же время он предупредил Дмитрия Ивановича о выступлении Орды 565. Поход Мамая по своей масштабности не имел прецедентов в XIV столетии 566. В начале кампании, когда Мамай с войском кочевал за Доном, а Дмитрий находился в Коломне, Мамаевы послы привезли требование платить выход как при Джанибеке, «а не по своему докончанию. Христолюбивый же князь, не хотя кровопролитья, и хоте ему выход дати по крестьяньскои силе и по своему докончанию, како с ним докончал. Он же не въсхоте» 567.

Под «своим докончанием» имеется в виду определенно соглашение, заключенное Дмитрием с Мамаем во время личного визита в Орду в 1371 г. Но тогда Дмитрий преследовал цель задобрить Мамая, чтобы вернуть себе ярлык на великое княжение. Следовательно, он соглашался на большие выплаты, чем те, что имели место до 1371 г. По мнению В. Кучкина, с начала «замятии» русские княжества вовсе перестали платить дань 568. Это вряд ли возможно: лояльность к Орде сохранялась и во время «замятии», в 1368 г. Скорее всего, выход платился, но в условиях наличия одновременно нескольких ханов и борьбы между ними выплаты были нерегулярными и размеры их сократились. В 1371 же году Дмитрий обещал постоянную выплату выхода в Мамаеву Орду, но оговоренный размер дани все же уступал тому, который существовал при Джанибеке. С 1374 г. Москва перестала соблюдать это докончание; теперь, в условиях приближения Мамая в союзе с Ягайлой, Дмитрий соглашался вернуться к его нормам.

Но Мамай, рассчитывая на перевес в силах, не уполномочил своих послов идти на уступки, и в этом была его ошибка. Остается не вполне ясным вопрос, какие князья принимали участие в Куликовской битве. Помимо Дмитрия Ивановича и Владимира Андреевича Серпуховского, из ранних источников к которым относятся «Задонщина» и летописные повести Рогожского летописца — Симеоновской летописи и Новгородской IV — Софийской I летописей следует, что в поход отправились белозерские и тарусские князья, а также братья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи перешедшие на службу к великому князю московскому соответственно в 1378 и 1379 гг. Подробные перечни князей и воевод — участников сражения содержат поздние источники — «Сказание о Мамаевом побоище», а также Новгородская летопись Дубровского середина XVI в. Иное дело — летопись Дубровского и Архивская летопись, восходящие к новгородскому своду 1539 г. В них содержится, по сути дела, разрядная роспись военачальников, участвовавших в битве 571. Происхождение этой росписи неясно, и в литературе высказывались разные мнения по поводу ее достоверности 572. Перечень князей, сражавшихся на Куликовом поле, в летописях Дубровского и Архивской очень близок к перечню участников похода на Тверь 1375 г. С одной стороны, это порождает подозрение, не сконструирован ли он на основе этого последнего тем более, что в летописях Дубровского и Архивской перечень 1375 г. С другой стороны, отличия перечня летописей Дубровского и Архивской от списка участников похода 1375 г.

Не названо все семейство суздальско-нижегородских князей, которые после двукратного разорения Нижнего Новгорода в 1377 и 1378 гг. Не названы два из трех князей ростовской ветви — сыновья Константина Васильевича. Именно этого князя свели москвичи с ростовского стола в 1363 г. В походе 1375 г. Отсутствует также один из двух ходивших на Тверь ярославских князей какой — неясно, так как в списке фигурирует лишь отчество — «Васильевич» и вместо Романа Новосильского в походе, согласно летописям Дубровского и Архивской, участвовал его сын. Последнее весьма правдоподобно, так как Новосильское княжество лежало на пути Ягайлы двигавшегося с запада к верховьям Дона на соединение с Мамаем , и Роману Семеновичу было естественно остаться оборонять свою землю 576 , отправив в помощь Дмитрию отряд во главе с сыном. Если перечень князей в летописях Дубровского и Архивской достоверен 577 , можно констатировать, что возглавляемый великим князем московским союз князей Северо-Восточной Руси с участием части верховских и смоленских князей, оформившийся в 1374—1375 гг. Русское войско, стремясь не допустить соединения Мамая с Ягайлой, выдвинулось в верховья Дона и 8 сентября 1380 г. Бежав с поля битвы, Мамай собрал «останочную свою силу, еще въсхоте ити изгоном пакы на великаго князя Дмитрея Ивановича и на всю Русскую землю», но вынужден был выступить против воцарившегося с помощью Тимура в заволжской части Орды Тохтамыша 579. Эмиры Мамая перешли на сторону нового хана, временщик бежал в Крым и был вскоре убит 580.

Противостояние Московского великого княжества с Мамаевой Ордой завершилось крахом последней. Дмитрий Донской не позволил Мамаю восстановить власть над русскими землями. Но другим, невольным результатом Куликовской победы стало нарушение существовавшего почти 20 лет неустойчивого равновесия между двумя частями Орды: разгром Мамая способствовал объединению их под властью законного хана. Объективно более всего конкретной политической выгоды от поражения Мамая на Куликовом поле получил Тохтамыш. Традиционно принято считать, что успешный поход Тохтамыша на Москву 1382 г. Поскольку до разрыва Дмитрием Ивановичем вассальных отношений с Мамаем зависимость от Орды существовала около 130 лет, а после похода Тохтамыша — еще без малого сто, этот последний выглядит при таком подходе по сути дела событием, сопоставимым по своим последствиям с нашествием Батыя. Между тем слабое исследовательское внимание к конфликту 1382 г. В самом конце 1380 г. Тохтамыш прислал послов к Дмитрию и другим русским князьям, «повадая им свои приход и како въцарися, и како супротивника своего и их врага Мамая побади». Зимой и весной 1381 г.

Что означал этот акт? Свидетельствовал ли он о признании вассальных отношений с Тохтамышем? Положительный ответ давали А. Пресняков, Б. Греков, Л. Черепнин 583 , отрицательный — Н. Карамзин , А. Насонов, И. Греков 584. Полагаю, что посылка «даров и поминков» означала констатацию факта восстановления законной власти в Орде и формальное признание Тохтамыша сюзереном.

Но вопрос о выплате задолженности по выходу, накопившейся за годы противостояния с Мамаем, московская сторона не собиралась поднимать дары и «поминки» — не выход. Очевидно, после разгрома Мамая Дмитрий не спешил восстанавливать даннические отношения с Ордой, но в то же время не имел оснований не признать царское достоинство и следовательно, формальное верховенство нового правителя Орды, к тому же только что добившего его врага. Великий князь занял выжидательную позицию, решив посмотреть, как поведет себя хан. В Никоновской летописи сообщается, что 1 ноября 1380 6889 сентябрьского г. Источник этого свидетельства неизвестен; если оно достоверно, следует полагать, что после смены власти в Орде произошло подкрепление того союза русских князей, который сработал в 1375 и 1380 гг. После поражения Мамая Олег, опасаясь удара со стороны Москвы, бежал, и Дмитрий посадил на рязанском княжении своих наместников 587. Но к лету 1381 г. В нем имеется специальный пункт об отношениях с Ордой. При его сопоставлении с аналогичной статьей московско-тверского докончания 1375 г. Договор 1375 г.

А с татары оже будет нам мир, по думе. А поидут на нас татарове или на тебе, битися нам и тобе с одиного всем противу их. Или мы пойдем на них, и тобе с нами с одиного поити на них 589. Договор 1381 г. А с татары оже будет князю великому Дмитрию мир и его брату, князю Володимеру, или данье, ино и князю великому Олгу мир или данье с одиного со князем с великим з Дмитреем. А будет немир князю великому Дмитрию и брату его, князю Володимеру, с татары, князю великому Олгу быти со князем с великим с Дмитрием и сь его братом с одиного на татар и битися с ними 590. Договоренность по поводу дани при некотором словесном отличии принципиально не различается: возможность ее выплаты допускается, но не выглядит обязательной. А вот договоренность по поводу совместных военных действий сформулирована в московско-рязанском договоре по-иному: не оговорены отдельно оборонительные и наступательные действия, вместо этого применена формулировка общего характера «быти... Вероятно, предусматривать наступательные действия против Орды, возглавляемой законным правителем, казалось недопустимым. Летом 1381 г.

Он дошел до Нижнего Новгорода «и возвратися воспять, а на Москву не дръзнул ити» 591. Вряд ли миссия Акхожи имела цель вызвать русских князей в Орду 592. Представляется, что наиболее естественной причиной появления посольства было то, что приспело время получить «выход» за 1380 год в котором Тохтамыш, владея заволжской частью Орды, уже был вправе считать себя ханом. Однако в Нижнем к Акхоже поступила, по-видимому, информация, что Дмитрий Иванович не настроен выплачивать дань, посол вернулся и доложил Тохтамышу о сложившейся ситуации, после чего хан и стал готовиться к военным действиям. Его поход нельзя расценивать как месть за поражение Мамая на Куликовом поле хотя среди бывших мамаевых татар, вошедших в войска Тохтамыша, такой мотив наверняка имел место , поскольку, разгромив узурпатора, Дмитрий фактически оказал не желая того, разумеется Тохтамышу услугу, облегчив ему приход к власти, и гневаться хану было не на что. Только когда Тохтамыш понял, что воодушевленные Куликовской победой москвичи не собираются выполнять вассальные обязательства при том, что формально великий князь признал хана сюзереном , он решил прибегнуть к военной силе, чтобы заставить Дмитрия соблюдать их. Тохтамышу удалось обеспечить внезапность нападения. Дмитрий Константинович Нижегородский, узнав о приближении хана, отправил к нему своих сыновей Василия Кирдяпу и Семена. Олег Рязанский указал Тохтамышу броды на Оке. Дмитрий Иванович покинул Москву и отправился в Кострому.

Тохтамыш взял и сжег Серпухов и подошел 23 августа 1382 г. Оборону возглавлял литовский князь Остей, внук Ольгерда он сумел прекратить беспорядки, возникшие в Москве после отъезда великого князя. После трехдневной безуспешной осады Тохтамышу удалось 26 августа обманом выманить Остея из города ханские послы поклялись, что Тохтамыш не собирается разорять Москву, что его цель — найти Дмитрия; справедливость этих слов подтвердили находившиеся в войске хана суздальско-нижегородские князья , после чего он был убит, а татары ворвались в Москву и подвергли ее разгрому. Но взять удалось только последний. Отряд, подошедший к Волоку, был разбит находившимся там Владимиром Андреевичем Серпуховским. После этого Тохтамыш покинул Москву и двинулся восвояси, по дороге взяв Коломну. Переправившись через Оку, он разорил Рязанскую землю; Олег Рязанский бежал 593. В трактовке событий лета 1382 г. Первый — относительно «розни в русских князьях» как причине поражения. Она упоминается ранее всего в так называемой пространной Повести о нашествии Тохтамыша, дошедшей в составе Новгородской IV и Софийской I летописей.

Попытка на основе этого известия говорить о распаде возглавляемой Дмитрием Донским княжеской коалиции 594 вызывает сомнение. Указание на «рознь» являет собой вставку в текст более ранней краткой Повести о событиях 1382 г. Скорее всего, перед нами попытка объяснения хода событий, появившаяся в протографе этих летописей 596. Быстрота продвижения Тохтамыша исключала возможность какого-то широкого совета князей Северо-Восточной Руси 597. Другой вопрос — мотивы поведения Дмитрия Донского, точнее — оставления им столицы. Здесь мнения колеблются от признания отъезда необходимым тактическим маневром, имеющим целью сбор войск 598 , до объявления его позорным бегством 599. Если рассматривать действия великого князя на широком историческом фоне, так сказать, «истории осад», то его поведение оказывается типично. Известно немало случаев, когда правитель княжества в условиях неизбежного приближения осады его столицы покидал ее и пытался воздействовать на события со стороны 600. Очевидно, существовало представление, что правитель должен по возможности избегать сидения в осаде — наиболее пассивного способа ведения военных действий 601. Дмитрий действовал в соответствии с этими тактическими правилами.

Белокаменный московский Кремль выдержал две литовские осады, и великий князь явно рассчитывал на его неприступность собственно, расчет был верным — штурмом татары не смогли взять город. На пути из Москвы в Кострому Дмитрий останавливался в Переяславле 602. Этот город в 1379 г. Внук Ольгерда Остей, возглавивший оборону Москвы, появился в столице уже после отъезда великого князя 604.

В целом князь Владимир организовал тот поход в ходе проводимой им политики по укреплению границ и политических позиций Древнерусского государства на международной арене.

Ранее им были предприняты военные походы на Польшу 981 , вятичей 981, 982 , ятвягов 983 и радимичей 984. В российской дореволюционной и далее в советской историографии вопрос относительно того, против каких болгар булгар в 985 году был предпринят поход — волжско-камских или дунайских оставался дискуссионным. Однако по мере появления новых исторических и археологических данных по Волжской Булгарии и Хазарии гипотеза о дунайском походе князя Владимира постепенно сходила на нет, и в конечном итоге между исследователями сложился консенсус в пользу Волжско-Камского направления похода. Предпосылки После падения Хазарского каганата в результате похода на него в 965 году князя Святослава Игоревича, — Волжская Булгария, до того времени являвшаяся хазарским данником, стала потенциальным соперником Руси на Среднем Поволжье. Подчинив себе буртасов, Волжская Булгария вплотную приблизилась к землям вятичей, занимавшим оба берега реки Оки, которая в свою очередь являлась одним из важных участков торговой магистрали для связи Европы с арабским миром.

При этом в то время когда на Руси шла междоусобная война, Волжская Булгария сумела распространить своё влияние как на вятичей, которые дважды пытались отложиться от власти киевского князя, так и на мурома и меря. В то же время сама Волжская Булгария находилась в сфере влияния Хорезма. Основными политическими и торговыми партнёрами последнего в Восточной Европе являлись Хазарский каганат, Волжская Булгария и Киевская Русь. После падения Хазарского каганата Волжская Булгария, как самостоятельное государство, стала основным центром, связывающим Хорезм с европейскими странами. Причины и цель похода Поход на Волжскую Булгарию князь Владимир, по сути, организовал продолжая политику своего отца князя Святослава Игоревича, результаты похода которого, от части по укреплению политических позиций Руси на Волжском торговом пути и выходу к Каспийскому морю, были утрачены вследствие междоусобной войны в 973—980 годах, возникшей вскоре после его гибели в 972 году.

Волжская Булгария перекрывала Волжский торговый путь, что шло в ущерб экономическим интересам Древнерусского государства. При этом, причиной похода могли послужить нарушение ранних договоров и притеснение русских купцов. В то же время, Русь опасалась распространения на Волжский регион власти Хорезма, который кроме взятия под свой контроль русской торговли в Каспийском море, мог бы ввести для неё ряд существенных ограничений. Поход Князь Владимир, как и его отец Святослав, действовал в союзе с торками гузами , которые ранее были оттеснены движением булгар в сторону Яика Урал в приаральские степи. Русские дружины двигались в ладьях водным путём, а конные торки по суше.

Последние шли левым берегом Волги и для соединения с русскими дружинами должны были пройти около 300 км на север от своих кочевий. Путь русских мог пролегать от района Волго-Донского волока вверх по Волге, где для взаимодействия флота и конницы открывался широкий простор или по Оке через земли вятичей. Далее последовала битва, в результате которой булгарское войско потерпело поражение. После битвы по преданию согласно летописям при осмотре «обутых в сапоги» пленных булгар воевода Добрыня посоветовал князю Владимиру оставить в покое их страну, так как столь развитый народ не будет платить дани, и посоветовал идти искать «лапотников». Однако, дословный пересказ о «пленных в сапогах» ряд исследователей считают фольклорным летописным вымыслом легендой.

Несмотря на свою победу над булгарами, князь Владимир не смог развить свой успех дальше. Причиной тому, по мнению ряда исследователей, была поддержка единоверного булгарам Хорезма. Между двумя последними существовали некоторые экономические противоречия, и более сильный в военном отношении Хорезм стремился взять под свой контроль Волго-Камский регион. Однако, при наступлении Руси на Волжскую Булгарию все противоречия между Хорезмом и Булгарией отошли на второй план, в результате чего Владимиру пришлось столкнуться с достаточно сильной антирусской коалицией. Заключив с Волжской Булгарией «вечный мир» русское войско вернулось на Русь.

Сопоставив свидетельства древнерусского летописца Нестора и арабского географа аль-Мукаддаси современника тех событий С. Толстов предположил, что причиной тому могло быть выступление хорезмийских войск против тыловых коммуникаций русских в районе Волго-Донского волока. Существует предположение, что во время этого похода были покорены буртасы, проживавшие на Средней Волге. Итоги В военном отношении поход Руси на Волжскую Булгарию был успешным. Победив в битве, Русь устранила потенциального соперника за сюзеренитет над племенами, находившимися на восточной и северо-восточной её границах, тем самым укрепив их верность Древнерусскому государству и династии Рюриковичей.

Однако, территория волжских булгар не была включена в состав Древнерусского государства. По мнению М. Левченко, вполне возможно, что такой цели князь Владимир себе не ставил, а лишь силой добился признания булгарами вхождения вятичей в состав Древнерусского государства. Тем не менее, были заключены обоюдовыгодные политические и торговые соглашения. Волжская Булгария обязалась предоставлять русским купцам свободный проход на восточные и доступ к своим рынкам.

Для самой Волжской Булгарии договор с Русью имел положительные последствия, так как, кроме прочего, по мнению И. Измайлова, этим договором Волжская Булгария утвердила свой авторитет на международной арене.

Армия русских выстроилась дугой на небольшой возвышенности с выдвинутыми к реке флангами.

В центре стоял сам Дмитрий Иванович, справа — окольничий Тимофей Вельяминов, слева — пронский князь Данила. Армия Бегича выстроилась на левом берегу и не могла перейти на сторону русских. Дмитрий Иванович, понимая мощь ордынской конницы в чистом поле, запретил ратникам двигаться вперед.

Несколько дней обе армии осыпали друг друга стрелами, и татары пытались выманить русских с их позиций. Видя, что татары не спешат штурмовать удобные для обороны русские позиции, князь Дмитрий идет на хитрость. Бегич, не оценив численность вражеской армии, идет в наступление.

В конце дня 11 августа 1378 года ордынцы начали форсировать реку и атаковали заранее построившихся воинов князя Дмитрия. Бегич намеревался нанести удар конницей в центр, после чего русские побегут, но мурза недооценил противника. Победа Пехота с большими щитами и длинными копьями выдержала напор татарской конницы, которая в условиях пересеченной местности левого берега реки не могла маневрировать и выстраиваться для повторной атаки.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий