Как проходила подготовка к обнародованию положений 19 февраля 1861 г кратко

19 февраля (3 марта) 1861 года, в пятую годовщину восшествия на престол, Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и Положений (т.е. 19 февраля 1861г.). в Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863г.) обязаны отбывать те. В Манифесте кратко излагаются и основные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости (детально они изложены в утвержденных 19 февраля 1861 г. восьми Положениях и девяти Дополнительных правилах). Явилась первой и наиболее значимой из «великих реформ» Александра II, за что он был удостоен особого эпитета в русской историографии — Освободитель; провозглашена Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861.

Обнародование «Положений 19 февраля» и крестьянское движение весной 1861г.

19 февраля 1861 г., в шестую годовщину восшествия на престол вместе с Манифестом о ликвидации крепостного права монарх утвердил несколько законодательных актов, составивших «Положение о крестьянах. Урок по теме Крестьянская реформа 1861 г. Теоретические материалы и задания История, 9 класс. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения. Обнародование «Положений 19 февраля» и крестьянское движение весной 1861г.

Вопрос. Основные положения «Манифеста 19 февраля 1861 года»

Эта система господствовала в губерниях Черноземного Центра и Среднего Поволжья. Капиталистическая система, при которой обработка помещичьей земли производилась вольнонаемными рабочими с применением машин и минеральных удобрений, преобладала в Прибалтике, на Правобережной Украине, в Новороссии и на Северном Кавказе. Батраки рекрутировались из беднейших крестьян, которые продавали или бросали свои мизерные наделы и уходили на заработки. Число батраков в 1890 году достигало 3,5 млн. Процесс развития капитализма в сельском хозяйстве России вел ко все большему распространению капиталистической системы помещичьих хозяйств и вытеснению отработочной. При этом земля разорившихся помещиков сплошь и рядом попадала в руки наиболее крупных дворян, а также купцов и сельской буржуазии.

Однако в Манифесте говорилось, что помещики сохраняют право собственности на всю принадлежащую им землю. Следовательно, крестьянин должен был купить землю. До перехода крестьян на выкуп, то есть до начала выкупной операции, крестьяне были временнообязанными, то есть должны были исполнять все свои обязанности перед помещиком. Запись на доске и в тетради: Временнообязанный крестьянин — лично свободный крестьянин, вынужденный выполнить все свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп. Для соблюдения интересов разных групп помещиков, в черноземных и нечерноземных губерниях душевой надел был выше, и в пользовании крестьян после реформы оставалось примерно то же количество земли, что и до реформы. Наоборот, в черноземных нормы душевого надела были сильно урезана. Они вынуждены были арендовать ее у помещиков. В черноземных губерниях основное богатство — земля, основной доход — от ее обработки. Поэтому помещики стремились удержать за собой большую часть земель и, более того, удерживать крестьян в качестве работников на земле.

Запись в тетрадях: Отрезки — часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 в пользу помещиков.

Крымская война наглядно это продемонстрировала. Возникла опасность превращения России в третьеразрядную державу. Именно ко второй половине XIX века стало ясно, что сохранение могущества и политического влияния России невозможно без укрепления финансов, развития промышленности и железнодорожного строительства, преобразования всей политической системы. В условиях господства крепостного права, которое само по себе могло существовать еще неопределенное время, при том что само поместное дворянство было неспособно и не готово к модернизации собственных имений, сделать это оказалась практически невозможно. Именно поэтому правление Александра II стало периодом радикальных преобразований российского общества.

Император, отличаясь здравым умом и определенной политической гибкостью, сумел окружить себя профессионально грамотными людьми, понимавшими необходимость поступательного движения России. Среди них выделялись брат царя, великий князь Константин Николаевич, братья Н. Милютины, Я. Ростовцев, П. Валуев и др. Ко второй четверти XIX века уже стало очевидно, что экономические возможности помещичьего хозяйства в обеспечении возросших потребностей в экспорте хлеба полностью исчерпаны.

Оно все больше втягивалось в товарно-денежные отношения, постепенно теряя натуральный характер. С этим было тесно связано изменение форм ренты. Если в центральных губерниях, где было развито промышленное производство, более половины крестьян уже было переведено на оброк, то в земледельческих центрально-черноземных и нижневолжских губерниях, где производился товарный хлеб, продолжала расширяться барщина. Это было обусловлено естественным ростом производства хлеба на продажу в помещичьем хозяйстве. С другой стороны, заметно упала производительность барщинного труда. Крестьянин всеми силами саботировал барщину, тяготился ею, что объясняется ростом крестьянского хозяйства, превращением его в мелкотоварного производителя.

Барщина тормозила этот процесс, и крестьянин всеми силами боролся за благоприятные условия своего хозяйствования. Помещики изыскивали способы повышения доходности своих имений в рамках крепостного права, например, перевод крестьян на месячину: безземельным крестьянам, которые были обязаны все рабочее время находиться на барщине, выдавалась плата натурой в виде месячного продуктового пайка, а также одежда, обувь, необходимая хозяйственная утварь, при этом помещичье поле обрабатывалось господским инвентарем. Однако все эти меры не могли возместить все возрастающие потери от малоэффективного барщинного труда. Серьезный кризис переживали и оброчные хозяйства. Ранее крестьянские промыслы, с которых в основном и уплачивался оброк, были выгодны, давая помещику стабильный доход. Однако развитие промыслов породило конкуренцию, что привело к падению крестьянских заработков.

С 20-х годов XIX века стали стремительно расти недоимки по уплате оброка. Показателем кризиса помещичьего хозяйства был и рост задолженности имений. Стремясь повысить доходность своих имений, некоторые помещики стали применять новые методы ведения хозяйства: выписывали из заграницы дорогостоящую технику, приглашали иностранных специалистов, вводили многопольный севооборот и т.

Мелкопоместным владельцам предоставлялось также право вовсе не наделять крестьян землей, если к моменту отмены крепостного права они ею не пользовались. Кроме того мелкопоместные владельцы не обязаны были прирезывать крестьянам землю, если их наделы были меньше низшей нормы. Если крестьяне мелкопоместных владельцев совсем не получали наделов, то им предоставлялось право переселяться на казенные земли и получать пособие от казны для обзаведения хозяйством. Наконец, мелкопоместный владелец мог передать крестьян с их полевыми наделами, за что получал вознаграждение в сумме 17-ти годовых оброков, взимавшихся им ранее со своих крестьян.

Наиболее обделенными оказались "крестьяне-дарственники", получившие дарственные - "нищенские" или, как они сами их называли, "сиротские" наделы. Дарственников насчитывалось 461 тыс. По закону, помещик не мог принудить крестьянина взять дарственный надел. Но нередко крестьяне оказывались поставлены в такие условия, когда они были вынуждены соглашаться на дарственный надел и даже требовать его, если их дореформенный надел приближался к низшей норме, а платежи за землю превосходили ее рыночную стоимость. Получение дарственного надела освобождало от высоких выкупных платежей, дарственник полностью порывал с помещиком. Но перейти "на дар" крестьянин мог только с согласия своего помещика. Стремление перейти "на дар" преимущественно проявлялось в малонаселенных многоземельных губерниях и главным образом в первые годы проведения реформы, когда рыночные и арендные цены на землю были сравнительно невелики в этих губерниях.

К получению дарственного надела особенно стремились зажиточные крестьяне, имевшие свободные денежные средства для покупки земель на стороне. Эта категория дарственников смогла наладить предпринимательское хозяйство на покупной земле. Большинство же дарственников проиграли и оказались в бедственном положении. В 1881 г. Игнатьев писал, что дарственники дошли до крайней степени нищеты, так что "земства вынуждены были им оказывать ежегодные денежные пособия на прокормление, и со стороны этих хозяйств поступают ходатайства о переселении их на казенные земли с пособием от правительства". В итоге 10 млн. Надел остальных крестьян фактически составил в среднем 3,4 дес.

Янсона, требовалось в зависимости от условий различных районов от 6 до 8 десятин на душу. Наделение крестьян землей носило принудительный характер: помещик обязывался предоставить надел крестьянину, а крестьянин взять его. По закону, до 1870 г. Но и по истечении этого срока право отказа от надела было обставлено условиями, сводившими его на нет: он должен был полностью рассчитаться с податями и повинностями, в том числе с рекрутской. В итоге после 1870 г. Видный деятель реформы 1861 г. Семенов отметил такое характерное явление: в течение первых 25 лет выкуп отдельных участков земли и выхода из общины был редок, но с начала 80-х годов он стал "обычным явлением".

При этом "выкупают свои участки не зажиточные крестьяне, как это было в первое 25-летие, а самые бедные, разорившиеся, бездомные и безлошадные, на чужие деньги, с тем, чтобы немедленно после выкупа перепродать свои участки скупщикам, давшим им деньги на выкуп". Закон предусматривал до перехода крестьян на выкуп, то есть на период временнообязанного состояния, отбывание ими за предоставленную землю повинности в виде барщины и оброка. Размеры того и другого фиксировались в законе. Если для барщинных имений устанавливалась единая норма барщинных дней 40 дней мужских и 30 женских за один душевой надел , то для оброчных размеры оброка определялись в зависимости от промысловых и торговых "выгод" крестьян. Закон устанавливал следующие нормы оброка: за высший надел в промышленных губерниях - 10 руб. В случае близости имения к железной дороге, судоходной реке, к торгово-промышленному центру помещик мог ходатайствовать об увеличении размера оброка. По закону нельзя было повышать размеры оброка выше дореформенных, если не увеличивался земельный надел.

Однако закон не предусматривал уменьшения оброка в связи с сокращением надела. В результате отрезки от крестьянского надела происходило фактическое увеличение оброка в расчете на 1 десятину. Оброк-то на нас оставили прежний, а землю обрезали", - горько сетовали крестьяне. Установленные законом нормы оброка превосходили доходность с земли, особенно в нечерноземных губерниях, хотя формально считалось, что это - плата за предоставленную в надел крестьянам землю. Реально же это была плата за личную свободу. Несоответствие между оброком и доходностью с надела усугублялось и так называемой системой "градаций". Суть ее заключалась в том, что половина оброка приходилась на первую десятину надела, четверть - на вторую, а другая четверть раскладывалась на остальные десятины.

Система "градаций" преследовала цель установить максимум повинностей за минимальный надел. Она распространялась также и на барщину: половина барщинных дней отбывалась за первую десятину, четверть - за вторую, другая четверть - за остальные десятины. Летний рабочий день составлял 12, а зимний - 9 часов. При этом устанавливалась "урочная система", то есть определенный объем работ "урок" , который крестьянин был обязан выполнить в течение рабочего дня. Однако вследствие повсеместного плохого выполнения крестьянами барщинных работ в первые годы после реформы барщина оказалась настолько неэффективной, что помещики стали быстро переводить крестьян на оброк. Как уже было отмечено выше, завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп, однако закон 19 февраля 1861 г. Эти меры исходили из стремления царского правительства в условиях вспыхнувшего в январе 1863 г.

Иначе дело обстояло в 36 великороссийских, малороссийских и новороссийских губерниях. Здесь перевод крестьян на выкуп занял более двух десятилетий. Лишь 28 декабря 1881 г.

Крестьянская реформа 1861 года. Особенности ее подготовки и проведения

Обнародование манифеста и “Положений 19 февраля 1861 г.” Обнародование «Положений 19 февраля» производилось по всей России, в период великого поста с 7 марта (Владимир) по 2 апреля (Кишинев).
Крестьянская реформа 1861 года. Особенности ее подготовки и проведения 19 февраля 1861 г., в шестую годовщину восшествия на престол вместе с Манифестом о ликвидации крепостного права монарх утвердил несколько законодательных актов, составивших «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной.
Студопедия — Манифест 19 февраля 1861 г «Положение 19 февраля 1861 года». Историческое значение реформы. 1. По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей.
Отмена крепостного права в России: основные положения манифеста, значение, оценки реформы. Мировые посредники – должностное лицо в Российской империи в период проведения крестьянской реформы 1861 г. Назначался из дворян для утверждения уставных грамот и разбора конфликтов между помещиками и крестьянами.

Реферат: Основные положения реформы 1861 года

Гражданские права: 1 производить сделки с движимым и недвижимым имуществом покупка, продажа и т. Крепостные крестьяне освобождались с землей. Однако в Манифесте говорилось, что помещики сохраняют право собственности на всю принадлежащую им землю. Следовательно, крестьянин должен был купить землю.

До перехода крестьян на выкуп, то есть до начала выкупной операции, крестьяне были временнообязанными, то есть должны были исполнять все свои обязанности перед помещиком. Запись на доске и в тетради: Временнообязанный крестьянин — лично свободный крестьянин, вынужденный выполнить все свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп. Для соблюдения интересов разных групп помещиков, в черноземных и нечерноземных губерниях душевой надел был выше, и в пользовании крестьян после реформы оставалось примерно то же количество земли, что и до реформы.

Наоборот, в черноземных нормы душевого надела были сильно урезана. Они вынуждены были арендовать ее у помещиков. В черноземных губерниях основное богатство — земля, основной доход — от ее обработки.

Явилась первой по времени и наиболее значимой из «великих реформ» императора Александра II; возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля 3 марта 1861 года. Подготовка крестьянского вопроса была поручена крупным помещикам-крепостникам включая министров Панина и Муравьёва, сменивших Киселёва и Бибикова, и председателя Секретного комитета по помещичьим крестьянам А. Орлова , что во многом предопределило результаты реформы.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников. Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы... Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.

Для правильного достижения сего, Мы признали за благо повелеть: 1 Открыть в каждой губернии Губернское по крестьянским делам Присутствие, которому вверяется высшее заведывание делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян… Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждает нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе. Для удобнейшего же проведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от Правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов. Полагаемся и на здравый смысл Нашего народа. Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям придержащим…, воздавать всем должное, и в особенности кому должно урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответственной повинности.

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди, при открывающейся для них новой будущности, поймут и с благодарностью примут важное пожертвование, сделанное Благородным Дворянством для улучшения их быта. Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными, пред обществом и пред самими собою, благотворность нового закона дополнить верным благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе божием жизнию… Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов. Каковы обстоятельства составления Манифеста? Чем была вызвана необходимость проведения крестьянской реформы?

Какие структуры занимались подготовкой реформы? На каких условиях провозглашалась отмена крепостного права? Какие пожелания высказывались в адрес народа? Высочайше утвержденное Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г. Введение 1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права, состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.

В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах и в особом Положении о дворовых людях. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их оседлость, и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в Местных Положениях. Крестьяне, за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел, обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности: работою или деньгами. Возникающие из сего обстоятельства поземельные отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем Общем, так и в особых местных положениях… Примечание. Сии Местные Положения суть: 1 для тридцати четырех губерний Великороссийских, Новороссийских и Белорусских; 2 для губерний Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской; 3 для губерний Киевской, Подольской и Волынской; 4 для губерний Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской. Кроме того, к местным положениям присоединены дополнительные правила: 1 об устройстве крестьян, водворенных в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам; 2 о приписанных к частным горным заводам людях ведомства министерства финансов; 3 о крестьянах и работниках, отбывающих работы на пермских частных горных заводах и соляных промыслах; 4 о крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках; 5 о крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского; 6 о крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии; 7 о крестьянах и дворовых людях в Сибири, и 8 о людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика, определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий: 1 чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен, с этой целью, в Местных Положениях; 2 чтобы те повинности крестьян в пользу помещиков, которые отправляются работою, определялись не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет причем не воспрещается однако же возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее, как на трехлетний срок ; — и 3 чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем Положении.

Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой на-дел у помещика. Выкуп равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17! До 1906 года крестьяне выплатили 3 млрд. При подавлении восстания в Бездне погиб 91 крестьянин, в Кандеевке — 19 крестьян. Всего в 1861 г.

Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам.

Манифест об отмене крепостного права

Отмена крепостного права презентация, доклад Подписание «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» было приурочено к шестой годовщине восшествия на престол Александра II и произошло 19 февраля 1861 г. Подданные узнали об этом из Манифеста.
Отмена крепостного права в России: основные положения манифеста, значение, оценки реформы. Как проходила подготовка к обнародованию «Положений 19 февраля 1861 г.»? 24 сентября, 2023. школьный раздел.
Крестьянская реформа 1861 г. МАНИФЕСТ 19 февраля 1861 г. КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК.
Лекция 44. Осуществление великой реформы 19 февраля 1861 года подготовка проекта об отмене крепостного права была закончена, император подписал манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей».

Манифест 19 февраля 1861 г

Крепостная Россия оказалась не в состоянии соперничать с коалицией, более экономически развитых и технически лучше оснащённых европейских стран. Экономика страны оказалась в глубочайшем кризисе, который был вызван громадными расходами на войну, а также частыми рекрутскими наборами реквизицией скота и фуража, ростом денежных и натуральных повинностей. Экономический кризис неизбежно привёл к кризису социальному, который вылился в массовые крестьянские восстания и бунты, охватившие одновременно сотни тысяч крестьян, десятков губерний. Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы Ещё более широкий характер приняло это явление в связи с Манифестом 29 января 1855 года о наборе ратников в «подвижное сухопутное ополчение». Подобное движение крестьян в Киевской губернии, стремившихся записаться в «вольные казаки», отмечалось особым упорством. Оно получило название «киевской казатчины», и было подавлено с применением военной силы. Все эти события сильно напугали помещиков и правящие круги, опять замаячила за крестьянскими спинами тень Пугачёва и Стеньки Разина. Император и правительство с помещиками боялись не столько крестьянских бунтов, сколько всеобщего крестьянского восстания, которым могут воспользоваться революционные элементы. Кроме того, в первый же год царствования Александр II стал получать «записки» и письма с критикой существующих порядков и предложениями о проведении реформ.

Эти «записки» и письма распространялись во множестве списков, встречая живейший отклик в различных общественных кругах России. Широкую известность получили критическая записка П. Валуева «Дума русского» 1855 г и серия политических писем М. Погодина 1854-1856 гг. Так исподволь перед российским самодержавием встали неотложные задачи: выхода из тяжёлого финансового кризиса, разрешение острых социальных проблем, сохранение положения России в ранге великих держав. А решение этих задач упиралось в необходимость отмены крепостного права.

О необходимости отмены крепостного права Александр II заявил официально в краткой речи произнесённой перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 года. Однако в течение 1856 года со стороны правительства ничего не было сделано для решения этого вопроса, единственное, что было сделано, это попытка выяснить отношение дворянства к реформе и добиться от него инициативы в деле освобождения крестьян. Но Александр II, сознавая государственную необходимость проведения реформы отмены крепостного права, последовательно и настойчиво шёл к намеченной цели, не смотря на то, что подавляющее большинство дворян было против этого. В стремлении проведения крестьянской реформы Александра II поддерживала либерально настроенная часть помещиков, хозяйства которых были сильнее других втянуты в рыночные отношения. Императору было представлено более сотни помещичьих проектов проведения реформы за 1856-1859 гг. Наиболее полно интересы помещиков нечернозёмных губерний отражал проект тверского губернского предводителя дворянства А.

Унковского, который предлагал освободить крестьян с землёй «без переходного состояния», то есть сразу, но с «вознаграждением» помещиков за землю, предоставляемую в надел крестьянам, так и «за самих освобождаемых крестьян». Выкуп надельной земли возлагался на самих крестьян, а выкуп личности крестьянина - «на все сословия». Этот проект отражал стремление помещиков Нечерноземья к быстрейшей ликвидации крепостных отношений и к получению максимального выкупа с целью организации своего хозяйства на предпринимательских началах. Этот проект был отражён в адресе, поданном 16 октября 1859 года Александру II, представителями тверского, ярославского и харьковского дворянства — А. Кроме выше сказанного в этом документе предлагалось образовать Унковским, Д. Васильевым, П.

Дубровиным, Д. Хрущёвым и Д. Кроме выше сказанного в этом документе предлагалось образовать «хозяйственно-распорядительное управление, общее для всех сословий», основанное на выборном начале, учредить «независимую судебную власть», то есть суд присяжных, с введением гласного и словесного судопроизводства, «дать возможность обществу путём печатной гласности доводить до сведения верховной власти недостатки и злоупотребления местного управления». Проект крупного полтавского помещика М. Позена отражал интересы помещиков чернозёмной полосы, где преобладало барщинное хозяйство, связанное с рынком, и где земля ценилась особенно высоко. Он был подан царю в двух записках в 1856 и 1857 годах.

Этот документ выражал желание помещиков чернозёмной полосы сохранить в своих руках максимальное количество земли, но и незаинтересованность в полном обезземеливании крестьян, так как сохранение крестьянского хозяйства необходимо было для обеспечения помещиков рабочими руками. Интересы помещиков степной полосы, слабо заселённой, но с преобладанием крупного помещичьего хозяйства, выражал проект известного славянофила, помещика самарской губернии Ю. В этом проекте предусматривалось личное освобождение крестьян с землёй и предоставление им гражданских прав. Но в связи с нехваткой в этом районе рабочих рук, предлагалось установить « переходный период» сроком на 10-12 лет, во время которого сохранялись бы барщинные работы за надельную землю и право вотчинной полиции за помещиком в его имении. В конечном итоге все проекты объединяло стремление помещиков сохранить свои землевладения и самодержавную монархию, а также создать условия для предпринимательской перестройки помещичьего хозяйства, но главная цель, это предотвратить «пугачёвщину» в стране. С начала подготовка законопроекта по крестьянской реформе была возложена на Министерство внутренних дел.

Специальная группа компетентных чиновников под руководством А. Левшина заместителя министра внутренних дел С. Ланского, летом 1856 года выработала концепцию предстоящей реформы. Суть её заключалась в том, что за помещиком сохранялось право собственности на всю землю, включая и крестьянскую надельную, которая предоставлялась крестьянам при их освобождении в пользование, за что они, обязаны были нести в пользу помещика регламентированные законом повинности в виде барщины или оброка. Орлова «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Комитет, состоящий, из убеждённых крепостников только затягивал дело.

В то время как обстановка в стране всё более накалялась, Александр II стремился добиться от помещиков, чтобы они сами проявили инициативу в деле подготовки реформы. Первыми дали на это согласие помещики трёх западных губерний — Виленской, Ковенской и Гродненской. Назимову об учреждении из числа местных помещиков трёх губернских комитетов и одной «общей комиссии в городе Вильне» для подготовки местных проектов крестьянской реформы. В основу этого документа были заложены идеи, изложенные в «записке» А. Левшина и одобренные Александром II. Игнатьеву, а в течение 1858 года - и остальным губернаторам.

В том же году в 45 губерниях, были открыты комитеты по подготовке местных проектов освобождения крестьян. Правительство, из-за каких-то опасений, официально называло их «губернскими комитетами об улучшении быта помещичьих крестьян». С опубликованием рескриптов и началом деятельности губернских комитетов подготовка крестьянской реформы стала гласной. В связи с чем, был переименован Секретный комитет в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предложений о крепостном состоянии». В состав комитета был ещё ранее введён энергичный и убеждённый сторонник освобождения крестьян, Великий князь Константин Николаевич, назначенный затем его председателем. Однако опубликованную программу рескриптов большинство помещиков встретило отрицательно.

Из 46 тысяч помещиков тринадцати центральных губерний только 12,6 тысяч выразили согласие на «улучшение быта» своих крестьян. В губернских комитетах развернулась борьба между либеральным меньшинством и крепостников большинством. Летом и осенью 1858 года Александр II предпринял двухмесячную поездку по России. Он посетил Москву, Владимир, Тверь, Вологду, Кострому, Нижний Новгород, Смоленск и Вильну, где заявил о своей решимости освободить крестьян и призвал дворян поддержать другие готовящиеся преобразования. Подготовка крестьянской реформы вызвала бурное обсуждение этой проблемы в обществе и в периодической печати, в таких изданиях как: «Полярная звезда», «Голоса из России», «Колокол» нелегально издаваемых за границей, так и в легальных изданиях «Русский вестник», «Атеней», «Русская беседа», «Сельское благоустройство», «Современник» в котором с 1854 года ведущее положение занял Н. В опубликованных трёх статьях под общим названием «он в подцензурной форме и внешне благонамеренном тоне проводил идею немедленного освобождения крестьян с землёй без всякого выкупа.

Слухи о скором освобождении вызвали в крестьянской среде новый всплеск выступлений против крепостного права. Большое впечатление на царское правительство произвело восстание крестьян в 1858 году в Эстонии. Ещё в 1816 году эстонские крестьяне получили личную свободу, но без земли, которую должны были арендовать у своих бывших помещиков за прежние феодальные повинности. В 1856 году было издано новое «Положение», явившееся шагом назад, так как оно усиливало зависимость крестьян арендаторов от помещиков и лишало перспективы приобрести землю в собственность. Это восстание показало опасность безземельного освобождения крестьян. После этих событий 4 декабря 1858 года Главный комитет принял новую программу реформы, предусматривавшую предоставление крестьянам их наделов в собственность посредством выкупа, правительственное содействие выкупу путём организации кредита, введение крестьянского самоуправления в рамках сельской общины.

Эта программа и стала основой для проекта «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Редакционные комиссии подразделялись на финансовый, юридический и хозяйственные отделы. В составе их было 38 человек: 17-представителями министерства и ведомств и 21 эксперт — от местных помещиков и учённых. Председателем Редакционных комиссий был Я.

Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой на-дел у помещика. Выкуп равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17! До 1906 года крестьяне выплатили 3 млрд.

При подавлении восстания в Бездне погиб 91 крестьянин, в Кандеевке — 19 крестьян. Всего в 1861 г. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам.

Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в сёлах Бездна Казанская губерния и Кандеевка Пензенская губерния , были использованы войска. Несмотря на это, крестьянская реформа 1861 г. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества. Историческое значение реформы. По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать. Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы — могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия, самостоятельно вступать в брак. Но крестьяне получили неполные гражданские права: они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, их наказывали телесно. Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Крестьяне одного имения объединялись в сельское общество, и сельские сходы решали хозяйственные вопросы. Избирался сельский староста на 3 года. Несколько сельских обществ составляли волость во главе с волостным старшиной. Сельские и волостные сходы сами распределяли предоставленную в надел землю, раскладывали повинности, определяли очередность отбывания рекрутской повинности, решали вопросы выхода из общины и приема в нее и т. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «уставными грамотами» и контролировались мировыми посредниками из числа помещиков. Они назначались Сенатом, не подчинялись министрам, а только закону. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. Крестьяне были освобождены с землей, иначе это привело бы к выступлению народа и подорвало бы государственные доходы крестьяне были основными плательщиками налогов. Правда, большие группы крестьян не получили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел за выкуп. Отказываться от надела крестьянин не имел права. Размер надела устанавливался по обоюдному согласию помещика и крестьянина. Если согласия не было, то «Положения» устанавливали норму надела — от 3 до 12 десятин, что и фиксировалось в уставной грамоте. Территория России была разделена на черноземную, нечерноземную и степную. Если до реформы крестьяне пользовались большим количеством земли, чем устанавливалось «Положениями», то часть земли у них отбиралась в пользу помещиков — это называлось отрезками. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Часть наделов располагалась среди помещичьих земель — чересполосица. За проход или прогон скота через поля помещика взималась особая плата. Лес и угодья, как правило, сохранялись в собственности помещика. Земля предоставлялась только общине. Землей наделялись мужчины. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой надел у помещика. Выкуп равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17! В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами. До 1906 года крестьяне выплатили 3 млрд. До выкупа земли крестьяне считались временно обязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности — барщину или оброк отменены лишь в 1881 г.

Ростовцев, а главным организатором практической работы был Н. Редакционные комиссии около двух лет работали очень интенсивно и провели 409 заседаний. Они подготовили законодательные акты реформы. После закрытия редакционных комиссий кодифицированные проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, в затем в Государственный совет октябрь 1860 г. Противники реформы пытались ее тормозить, но Александр II проявил твердость. Всего, не считая царского манифеста от 19 февраля 1861 г. После обнародования 5 марта 1861 г. Для нового поземельного устройства крестьян было решено создать сельские общества на основе общины. Община решала вопросы распределения и эксплуатации земельного фонда. Все вопросы обсуждались и решались на сельском сходе, объединявшем крестьян каждого помещичьего имения. Организационные и хозяйственные вопросы решал и координировал сельский староста, избираемый на три года. Несколько сельских обществ образовывали волость, которую возглавлял волостной старшина, выполнявший полицейские и административные функции. Крестьяне освобождались с землей. Размер земельного надела определялся на основе добровольного соглашения между помещиком и крестьянином при участии мирового посредника и сельского старосты и зависел от региона России черноземные, нечерноземные, степные губернии. Если крестьяне пользовались большим количеством земли, чем предусматривалось в Положении от 19 февраля 1861 г. Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Размер выкупных платежей в зависимости от района России был разным, но рассчитывался исходя из величины денежного оброка, который платил крестьянин помещику. Для реализации крестьянской реформы учреждался специальный институт мировых посредников, которые назначались Сенатом из местных дворян для составления уставных грамот, в которых определялись конкретные условия освобождения каждой крестьянской семьи. Они также рассматривали земельные споры между помещиками и крестьянами.

Крестьянская реформа 1861 года. Особенности ее подготовки и проведения

Отмена крепостного права Явилась первой и наиболее значимой из «великих реформ» Александра II, за что он был удостоен особого эпитета в русской историографии — Освободитель; провозглашена Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861.
Урок истории в 8–10-х классах по теме "Отмена крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г." В Пермь Манифест доставил генерал-майор князь Багратион, прибывший в город 6 марта 1861 г. По этому случаю в Кафедральном соборе состоялась торжественная служба и при большом стечении народа зачитан манифест.
Обнародование «Положений 19 февраля» и крестьянское движение весной 1861г. — МегаЛекции Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и Положений (т.е. 19 февраля 1861г.). в Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863г.) обязаны отбывать те.

Вопрос. Основные положения «Манифеста 19 февраля 1861 года»

Проведению крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепостного права. В 1857 г. Затем из местных помещиков правительство образовало губернские крестьянские комитеты, которым предлагалось выработать свои предложения к проекту отмены крепостного права. В январе 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по устройству сельского населения. В его состав вошли 12 высших царских сановников под председательством царя.

При комитете возникли две редакционные комиссии, на которые возлагалась обязанность собрать и систематизировать мнения губернских комитетов фактически работала одна под руководством генерала Я.

Историческое значение реформы. Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Крестьяне одного имения объединялись в сельское общество, и сельские сходы решали хозяйственные вопросы. Несколько сельских обществ составляли во-лость во главе с волостным старшиной.

Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «уставными грамотами» и контролировались мировыми посредниками из числа помещиков. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Правда, большие группы крестьян не по-лучили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян.

Манифест 19 февраля 1861 года 19 февраля 1861 года подготовка проекта об отмене крепостного права была закончена, император подписал манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Одновременно были опубликованы 17 актов «положения» об освобожденных крестьянах. В чем суть этого манифеста и «положений» 1. Крестьянам даровалась свобода и гражданские права Однако крестьяне оставались привязаны к общине, что тормозило развитие экономики 2.

Крестьянам выдавались наделы, которые были меньше, чем до реформы. Причем земля доставалась бывшим крепостным не просто так, они должны были ее выкупить стоимость участков была сильно завышена государством 3. Что касается выкупа земли, то в этом крестьянам помогало государство. Но и этот процесс имел негативную сторону.

Как убедительно доказано многочисленными исследованиями российских историков и экономистов, возможности крепостного хозяйства как экономической системы уже на исходе первой четверти XIX в. Крепостничество стало серьезным тормозом развития промышленности и торговли, крестьянского предпринимательства. Помещичье хозяйство, базировавшееся на подневольном крепостном труде, все более приходило в упадок. Кризис в первую очередь поразил барщинные имения, а в них к середине XIX в.

Крестьянин все более тяготился барской работой, стараясь как можно меньше тратить на нее свои силы. Показателем упадка помещичьих хозяйств был и рост задолженности помещиков кредитным учреждениям и частным лицам. Другой важной причиной, заставившей помещиков пойти на отмену крепостного права, был социальный фактор — нарастание из десятилетия в десятилетие крестьянских бунтов. Экономический кризис неизбежно породил и кризис социальный. Крестьянский протест уже не ограничивался локальными, разрозненными бунтами и выливался в массовые движения, охватывавшие одновременно сотни тысяч крестьян десятков губерний. Впервые о необходимости отмены крепостного права официально было заявлено Александром II в краткой речи, произнесенной им 30 марта 1856 г. Упомянув о своем нежелании сейчас «дать свободу крестьянам», царь вынужден был в то же время заявить о необходимости приступить к подготовке их освобождения ввиду опасности дальнейшего сохранения крепостного права, указывая, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда оно будет отменено «снизу». Орлова «для обсуждения мер по устройству быта Секретный комитет 16 февраля 1858 г.

Одна комиссия должна была подготовить проект «Общего положения о крестьянах», другая —«Местных положений о поземельном устройстве крестьян». Но фактически обе комиссии в своей деятельности слились в одну, сохранив множественное наименование — Редакционные комиссии. Это был вневедомственный, «нетрадиционный» орган, который проделал основную работу по подготовке проекта «Положений о крестьянах». Хотя он и числился при Главном комитете, но пользовался самостоятельностью, будучи подчинен непосредственно императору. Редакционные комиссии подразделялись на финансовый, юридический и хозяйственный отделы. В их состав входили 38 человек: 17 — представители министерств и ведомств и 21 эксперт — от местных помещиков и ученых. Это были компетентные и в своем большинстве либерально настроенные деятели. Председателем Редакционных комиссий был назначен Я.

Ростовцев — близкий к Александру II и «беспоместный» не имевший ни земли, ни крепостных крестьян, следовательно, не принадлежавший ни к какой «помещичьей партии». Он последовательно проводил правительственную линию, не поддаваясь влиянию ни «справа», ни «слева» и пользуясь постоянной поддержкой Александра II. Обилие разнообразной документации по крестьянскому вопросу, поступавшей в Главный комитет, вызвало необходимость создания в марте 1858 г. Первоначально председателем Земского отдела был назначен А.

Манифест 19 февраля 1861 г

19 февраля 1861 г. в Петербурге император. Ответ: Подписание «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» было приурочено к шестой годовщине восшествия на престол Александра II и произошло 19 февраля 1861 г. Подданные узнали об этом из Манифеста. В янв. 1861г. его рассматривал Госсовет. В итоге 19 февраля 1861г. Александр II подписал Манифест «Об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Отмена крепостного права

МАНИФЕСТ 19 февраля 1861 г. КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК. Содержание и сущность реформы Основные положения крестьянской реформы 1861 г. • Крестьяне получали личную свободу и наделялись общегражданскими правами (в том числе право переходить в другие сословия). •. Подготовка крестьянской реформы. 36.-подготовка и проведение крестьянской реформы 1861г. МАНИФЕСТ 19 февраля 1861 г. КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК. Цель урока: содействовать усвоению учащимися сущности крестьянской реформы 1861 года, ее основных положений, исторического значения отмены крепостного права в экономической и социально-политической жизни страны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий