Выступление президента казахстана сегодня

Поэтому нам нужны выверенные шаги по переустройству политической модели развития Казахстана. Речь, прежде всего, идет об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом. Sputnik. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 1 сентября выступит с посланием народу Казахстана на совместном заседании палат парламента. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана». Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана».

Выступление Касым-Жомарта Токаева на заседании мажилиса. Полный текст с удобным содержанием

Сложившаяся система ориентирована главным образом на обслуживание крупных структур по принципу "друзьям всё, остальным — по закону". По сути, данная система ещё более усиливает олигополию в экономике. Большие предприятия пользуются особыми привилегиями, подавляя конкуренцию и препятствуя проведению реформ. Например, Банк развития Казахстана, по сути, превратился в личный банк для избранного круга лиц, представляющих финансово-промышленные и строительные группы. Мы знаем всех пофамильно. Пользуясь доступом в высокие кабинеты, они получают привилегированные условия для реализации своих проектов. На эти проекты отвлекаются ресурсы государства, которые могли быть использованы для развития именно малого и среднего предпринимательства.

Правительству поручается перестроить деятельность БРК. Остаются непрозрачными, неэффективными и процедуры предоставления мер государственной поддержки. Следует кардинально пересмотреть эти подходы. Это должны быть прозрачные и понятные механизмы. Особое внимание нужно уделить развитию малого и среднего бизнеса в регионах. Сохраняются вопросы по прозрачности закупок фонда.

Жалобы приходят регулярно. Следует обязательно найти ответы на данные вопросы. В частности, важно сократить основания, позволяющие заключать договоры по государственным закупкам способом из одного источника. Предстоит в целом пересмотреть порядок закупок "Самрук-Казына" и иных национальных компаний. В прошлом году вышел новый закон о регулируемых закупках, но большое количество вопросов по-прежнему решается на уровне подзаконных актов и решений самого фонда. Нужно обеспечить согласование правил и процедур "Самрук-Казына" с Министерством финансов и Агентством по защите и развитию конкуренции.

Ставки утильсбора следует пересмотреть Далее. У предпринимателей и в целом в обществе множество вопросов вызывает деятельность компании, которая называется "Оператор РОП". Дошло до того, что было организовано некое общественное движение против этой частной компании. Этим должна заниматься государственная организация, как в зарубежных странах. Что касается самих сборов, следует пересмотреть их ставки. Функции государства по утилизации, поддержке автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения никто не отменял.

Нужно конструктивно обсудить данный вопрос с бизнесом и общественностью. Следует рассмотреть вопрос предоставления покупателям отечественных автомобилей и сельхозтехники ваучеров за счёт утилизационного сбора. Проработайте и иные общественно полезные способы использования его средств. LRT — проект с сильным запахом коррупции Ещё один вопрос, который сильно волнует, если не сказать, раздражает, нашу общественность, особенно жителей столицы, — это строительство LRT. Из обычного инфраструктурного проекта он превратился в серьёзную проблему, которая вредит репутации страны. Уже затрачены огромные средства, привлечены займы, приняты объёмные контрактные обязательства перед зарубежными партнерами.

Проект изначально был ошибочным, это надо признать. Причем это проект с сильным запахом коррупции. Теперь нужно принять оптимальное решение, потому что простой снос означает потерю времени и денег. У нас нет иного выбора, как пригласить отечественных и зарубежных архитекторов и урбанистов, которые определят возможные варианты использования данного проекта. Для обеспечения макроэкономической стабильности необходимы дополнительные источники доходов бюджета. На фоне высоких цен на сырьё доходы предприятий горнорудного сектора выросли.

Мы это знаем. Поручаю правительству проработать вопрос дополнительных поступлений в бюджет. Взамен можно предоставить широкие льготы для разведки и освоения новых месторождений. Я веду речь о крупных горнорудных и других компаниях. В условиях благоприятной конъюнктуры рынка производители бензина и различные посредники получают дополнительные прибыли. Считаю необходимым изымать часть этой маржи в пользу бюджета посредством акцизов.

Правительство должно провести соответствующие расчёты. При этом нельзя допустить роста цен. Бардак на границе с Китаем Значительный потенциал в повышении доходов бюджета кроется в наведении порядка на таможне. Особенно на границе с Китаем. Самый настоящий бардак, творящийся там, общеизвестен. Машины не досматриваются, налоги и пошлины не платятся.

Расхождения в "зеркальной" статистике с таможенными органами КНР достигают миллиардов долларов. Существуют некие "уполномоченные операторы", имеющие статус неприкасаемых. Страна теряет десятки миллиардов тенге в виде налогов. Так дело не пойдёт. Поручаю Генеральной прокуратуре совместно с Минфином, Агентством по финансовому мониторингу и другими заинтересованными органами провести комплексную проверку и обеспечить порядок на таможенной границе. Мораторий на повышение зарплат членов правительства, акимов и депутатов Говоря о доходах бюджета, нельзя не отметить и некоторые статьи расходов.

Отмечу заработные платы членов правительства, депутатов и акимов. В конце прошлого года данный вопрос активно обсуждался в обществе. Считаю, что заработные платы у упомянутой категории государственных служащих вполне достаточные. Поэтому считаю возможным объявить пятилетний мораторий на повышение заработных плат членов Правительства, акимов регионов и депутатов. Я понимаю, что это не очень хорошая новость для депутатов Мажилиса, но думаю, что вы эту новость воспримите с пониманием. Административным госслужащим и бюджетникам заработные платы продолжим поднимать по мере роста возможностей бюджета.

Тенге и инфляция Устойчивый экономический рост невозможен без обеспечения стабильности на валютном рынке. На фоне произошедших событий и режима чрезвычайного положения возникли серьёзные риски спекулятивного давления на национальную валюту. Поручаю Национальному банку и Агентству по регулированию и развитию финансового рынка обеспечить стабильность валютного рынка до полного восстановления доверия к тенге со стороны внутренних и внешних участников рынка. С целью повышения благосостояния казахстанцев мы неоднократно поднимали зарплаты и пенсии, но каждый раз сталкиваемся с неконтролируемым ростом цен. На протяжении многих лет высокая инфляция остается ключевой проблемой нашей экономики. Она снижает эффективность экономической и социальной политики.

Пришла пора поставить точку в этом вопросе, стабилизировать цены и инфляционные ожидания населения. Нужна планомерная работа по снижению инфляции. Правительству совместно с Национальным банком и палатой "Атамекен" предстоит разработать комплекс мер по контролю инфляции. Он должен включать в себя меры по снижению импортной зависимости, снижению избыточного посредничества и инструменты денежно-кредитной политики. Отдельные лица выводят капитал за рубеж В Казахстане созданы все условия для привлечения прямых иностранных инвестиций. Мы заинтересованы в том, чтобы благоприятный инвестиционный климат сохранялся.

Могу заверить, что государством будут приняты все необходимые меры для восстановления доверия внутренних и иностранных инвесторов. Все обязательства и гарантии государства перед инвесторами будут исполнены в полном объеме. На данном этапе нужна новая Концепция инвестиционной политики для повышения привлекательности страны в условиях усиления требований ESG, глобального энергетического и технологического перехода. Отдельно заострю внимание на следующем вопросе. В связи с введением чрезвычайного положения высок риск вывода капитала отдельных финансово-промышленных групп за рубеж, в том числе путём заключения фиктивных сделок. Мы уже зафиксировали движение на счетах отдельных лиц.

Поэтому поручаю Национальному банку совместно с Агентствами по финансовому мониторингу и регулированию финрынков обеспечить чёткое наблюдение, проверку и контроль всех транзакций и лиц, необоснованно выводящих средства из страны. В завершение экономического блока выступления отмечу. Сегодня мы назначили нового премьер-министра, поставили ряд конкретных задач. Поручаю премьер-министру в течение трёх недель подготовить Программу действий Правительства на 2022 год. Рассмотрим её на расширенном заседании правительства в начале февраля. Борьба с Covid-19: важно не расслабляться Во всём мире началась новая вспышка коронавируса.

В Казахстане наблюдается резкий рост заболеваемости.

Конкретные меры и подходы, которые стимулировали бы вложения в новые высокотехнологичные производства, пока не выработаны. Перечень прорывных проектов подготовлен, но требует основательной доработки. Эти производства должны изменить структуру экономики, создать прочный промышленный каркас и точки технологического роста. Всего этого пока не произошло. По многим из проектов не определены источники финансирования.

Приоритетную поддержку государства должны получать масштабные и инновационные проекты, закладывающие основу экономического роста на многие годы вперед. Речь идет как о модернизации действующих производств, так и о развитии совершенно новых для нашей страны секторов промышленности. Правительству предстоит активизировать конструктивный диалог с международными финансовыми институтами, транснациональными корпорациями и отечественным бизнесом. В целом, должны быть ответы на вопросы, каким будет индустриальный облик Казахстана, какие предприятия завтра будут играть важную роль. Нужно действовать на опережение, в соответствии с требованиями времени. Особого внимания требует задача кардинальной модернизации действующих производств.

Причина известна — это отсутствие инвестиций в модернизацию и расширение производств. Как следствие, теряются добавленная стоимость продукции и качественные рабочие места. Крайне важен и жесткий контроль за поддержанием технического состояния предприятий. У нас перед глазами ситуация, когда инвестор выкачивал прибыль, игнорируя вопросы модернизации предприятия, экологии, безопасности труда. В рамках исполнения моего поручения Карагандинский комбинат передан национальному инвестору. Ключевым условием при этом стало его намерение провести комплексную модернизацию предприятия.

Для обеспечения бесперебойной работы комбината и недопущения аварий следует в кратчайшие сроки восстановить шахты, усилить промышленную безопасность, обновить материально-техническую базу. В то же время нужны масштабные инвестиции в создание новых производств и выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью. Необходимо наладить выпуск высокотехнологических марок стали для автомобильной промышленности и других отраслей. За пять предстоящих лет предприятие должно значительно нарастить производство и вернуть статус одного из лидеров металлургии в СНГ. Следующая приоритетная задача — обеспечить становление сильного среднего предпринимательства в индустриальном секторе. Этот вопрос я поднимал неоднократно, но системный план действий так и не был разработан.

На вопросы, какие должны быть приоритеты, какая поддержка будет оказываться предпринимателям, пока нет ответов. Возможности для появления новых передовых производств у нас имеются. К примеру, крупные нефтегазовые и горно-металлургические компании при освоении недр должны внедрять технологические новшества, меняя структуру национальной экономики. Дорожная и строительная техника, оборудование для энергетической сферы, мелиоративные системы, готовые изделия из металлов — это далеко не полный перечень перспективных направлений. Если сейчас не создать такие производства в Казахстане, то тотальный импорт оборудования станет хроническим. Поэтому важно, чтобы индустриальная политика была согласована с планами по модернизации инфраструктуры и развитию минерально-сырьевого комплекса.

Определенные успехи здесь есть у отечественного автомобилестроения. Но теперь нужно последовательно переходить на более сложный уровень сборки автомобилей. Таким же образом надо укреплять и другие перспективные отрасли обрабатывающей промышленности. Одновременно следует ориентировать бизнес на то, что после насыщения нашего рынка ему предстоит выходить на экспорт. Это станет показателем высокой конкурентоспособности отечественных предпринимателей. Ключевым условием динамичного роста промышленности является обеспечение реального сектора долгосрочной ликвидностью.

Одним из решений этого вопроса может стать эффективное подчеркиваю — эффективное использование активов ЕНПФ. При этом, конечно, требуется обеспечить сохранность пенсионных денег. Поэтому нужно тщательно подойти к отбору проектов, реализация которых будет способствовать диверсификации и индустриализации экономики. Вовлекать пенсионные активы в экономический оборот надо исключительно на рыночных условиях. В этом вопросе ответственность перед вкладчиками как никогда высока. Если потребуется, Правительству следует субсидировать ставки по проектам, реализуемым за счет средств ЕНПФ.

Не нужно создавать различные искусственные прокладки в виде квазигосударственных структур, а следует активно задействовать банки второго уровня с их экспертизой и инфраструктурой. Необходимо стимулировать вовлечение банков в финансирование реального сектора экономики. Правительству и Национальному банку предстоит провести эту работу в тесном взаимодействии друг с другом. В целом, Национальный банк должен придерживаться рациональной общегосударственной политики, направленной на контроль инфляционных процессов и рост экономики. Развитие агропромышленного комплекса и рациональное использование водных ресурсов. Проблемы, которые сдерживают развитие АПК, хорошо известны.

Наиболее острая из них — хроническая недофинансированность отрасли. Недостаток инвестиций приводит к износу сельхозтехники, низкой урожайности, невысокой производительности труда. Поэтому следует максимально, если будет возможность — в два раза, увеличить финансирование сельского хозяйства, привлекая не только бюджетные деньги, но и средства из других источников, в том числе банков второго уровня. Объемы льготного кредитования на проведение посевных и уборочных работ надо довести до полутора триллионов тенге, на инвестиционные проекты — до 800 миллиардов тенге. Нужно также увеличить объем льготного лизинга сельскохозяйственной техники до 450 миллиардов тенге ежегодно. Согласно расчетам, эти меры будут способствовать увеличению объема валовой продукции сельского хозяйства в два раза.

Согласитесь, десять центнеров зерновых с гектара — это показатель, который никак не красит нашу страну. Значит, у нас совершенно не работает агрохимия, хотя качественные удобрения на казахстанских предприятиях производятся. Заметных шагов для ее решения еще не сделано. Правительству предстоит уделить особое внимание переходу от сырьевой направленности агропромышленного комплекса к развитию переработки сельхозпродукции. Нужно значительно увеличить число желающих заниматься сельским хозяйством. Надо оказывать всестороннюю поддержку аграриям, которые диверсифицируют посевы и улучшают урожайность.

Считаю, что следует пересмотреть применение единого земельного налога, поскольку на деле здесь много нерешенных вопросов. Основное условие — он должен не только упрощать администрирование, но и учитывать эффективность использования земель. Все меры господдержки нужно предоставлять по принципу «одного окна», услуги профильных финансовых институтов целесообразно объединить. Необходимо усилить потенциал Аграрно-кредитной корпорации и передать ей функции акиматов по субсидированию сельского хозяйства. Для этого надо объединить услуги льготного кредитования и субсидирования субъектов АПК в рамках одной цифровой платформы. В целом, аграрная сфера нуждается в масштабном реформировании, направленном на повышение производительности труда за счет внедрения новых технологий, рационального использования земли и других ресурсов, а также повышения эффективности льгот и субсидий.

Устойчивое развитие агропромышленного комплекса напрямую зависит от доступности водных ресурсов. В прошлом году фермеры Жамбылской области в полной мере ощутили остроту проблемы нехватки поливной воды. Ожидается, что нынешний год тоже будет засушливым. Тем временем соседние государства к решению проблемы дефицита воды подходят гораздо более активно и целеустремленно. У нас же только недавно была принята Концепция развития системы управления водными ресурсами. Обсуждение документа сильно затянулось.

В зоне повышенного риска — поливные земли Туркестанской и Кызылординской областей. Но даже там должным образом не проводится работа по сокращению посевов влагоемких культур, переходу на засухоустойчивые сельхозкультуры и внедрению водосберегающих технологий. Для исправления ситуации требуются решительные меры. Прежде всего, следует широко внедрять водосберегающие технологии. Предстоит осуществить общестрановую кампанию внедрения культуры водопотребления — вода у нас расходуется как попало. Не стесняясь, нужно изучать опыт и практику соседних государств.

Обеспечение страны водой — крайне важная задача, вопрос национальной безопасности. Вопросы водообеспечения, рационального водопотребления должны учитываться во всех отраслевых политиках — в промышленности, АПК, коммунальном хозяйстве. Требуется ускорить модернизацию коммунально-энергетического сектора. Обеспечение бесперебойной работы всех систем жизнеобеспечения населенных пунктов — одна из базовых функций правительства и акиматов. Госорганы не извлекают уроков из системных ошибок и упущений, которые довели отрасль до ее нынешнего состояния. Затягивается строительство парогазовой установки на Алматинской ТЭЦ-2.

Правительство в приоритетном порядке должно завершить в этом году модернизацию 19 теплоисточников, находящихся в красной зоне риска. Следует также обеспечить ввод более 700 мегаватт дополнительной генерации. Переносы сроков уже недопустимы. В целом, приходится констатировать, что страна испытывает дефицит мощностей по производству и передаче электричества, тепла, воды. Это стало следствием ряда просчетов — больших и малых — отказа от завершения строительства Балхашской ТЭС, отсутствия прозрачности в работе субъектов естественных монополий, а также искусственного сдерживания тарифов. Нужна глубинная реформа отрасли, включающая несколько системных элементов.

В первую очередь тарифы должны быть долгосрочными , позволяющими в разумные сроки окупать инвестиции и поддерживать надлежащее состояние объектов инфраструктуры. Субъектам естественных монополий необходимо разрешить закладывать в тариф определенную норму прибыли. Принципиальное значение имеет эффективный контроль, который можно обеспечить только за счет полной цифровизации всех процессов в этой сфере. Нужно внедрить систему учета ресурсов и передачи данных в режиме онлайн. Рост тарифов должен сопровождаться адресным субсидированием потребителей. Этот процесс надо максимально упростить и автоматизировать.

Правительству следует разработать детальный комплекс мер для восстановления и развития коммунально-энергетической инфраструктуры страны.

Глобальные потрясения, связанные с пандемией и нарастанием геополитической напряженности, привели к новой реальности. На смену глобализации пришла эпоха регионализации со всеми ее достоинствами и врожденными недостатками», — сказал Токаев.

Также он считает, что совместно государства создадут благоприятный инвестиционный климат. За прошлый год по его словам товарооборот вырос в 3 раза, в первом квартале 2022 года положительная динамика сохранилась.

Об этом сообщили в пресс-службе казахстанского президента. Как отмечается, казахстанский лидер заслушал доклады премьер-министра, генерального прокурора, председателя Комитета национальной безопасности, министров обороны, внутренних дел, иностранных дел о мерах по исполнению поручений в связи с ситуацией в Российской Федерации. Как указывается, в этой связи Токаев поручил правительству подготовиться к реагированию на угрозы, которые могут появиться в случае возникновения кризисных ситуаций.

Токаев выступил с Посланием народу Казахстана. Как это было

Российский лидер подчеркнул, что Казахстан вносит ощутимый вклад в решение международных проблем, уверенно движется по пути социально-экономического развития и пользуется заслуженным авторитетом на мировой арене. Отношения России и Казахстана динамично развиваются. Новый импульс сотрудничеству придал сегодняшний официальный визит Владимира Путина в Астану. По итогам переговоров с Касым-Жомартом Токаевым принят план совместных действий на ближайшие три года. Выступление Президента Касым-Жомарта Токаева на торжественной церемонии вручения государственных наград и премий. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе выступления на ПМЭФ заявил, что республика не признает ЛНР и ДНР, так как широкое применение принципа наций на самоопределение может привести к хаосу. Во время своего выступления на брифинге, завершающем встречу в Казахстане, Токаев неожиданно перешёл на казахский язык.

О чем говорил Касым-Жомарт Токаев в послании народу Казахстана 1 сентября 2023 года

В завершение экономического блока выступления отмечу. Сегодня мы назначили нового премьер-министра, поставили ряд конкретных задач. Поручаю премьер-министру в течение трёх недель подготовить Программу действий Правительства на 2022 год. Касым-Жомарт Токаев обратился с посланием к народу Казахстана. В частности, он предложил ограничить срок президентского мандата семью годами без права переизбрания. Внеочередные выборы главы Казахстана намечены уже на эту осень – на два года раньше срока. Касым-Жомарт Токаев подвёл итоги социально-экономического развития страны за 2023 год. Также президент обозначил ряд основных задач на предстоящий период, сообщает Ниже приводим текст выступления президента в хронологическом порядке. Глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев 1 сентября 2023 года выступил с Посланием народу Казахстана на совместном заседании палат Парламента, сообщает

Видео Послания президента

Главная ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ Послание народу Казахстана-2023 – полный текст выступления Касым-Жомарта Токаева. В своём выступлении на форуме межрегионального сотрудничества Токаев отметил, что товарооборот между Казахстаном и Россией на сегодня достиг рекордных показателей — 27 млрд долларов. По его словам, в Казахстане работают 20 тысяч российских компаний. Опубликован полный текст выступления Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на совместном заседании палат Парламента, передает Сегодня Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием народу Казахстана, передает Qonaev-gorod.

Цитаты о СНГ

  • Выступления
  • Выступления — Официальный сайт Президента Республики Казахстан
  • Президент Казахстана выступил с очередным глобальным предложением
  • Выпавшие на нашу долю испытания прежде всего проверяют на прочность наше единство – Президент РК

Новый Казахстан: основные пункты выступления Токаева

Для этого требуется срочное обновление и оздоровление судейского корпуса. Справедливый Казахстан с открытой конкуренцией и равными возможностями для каждого», - подчеркнул в послании Токаев. В ходе телефонного разговора Путин и Токаев также затронули перспективы отношений России и Казахстана и «выразили обоюдный настрой на развитие и их углубление», ориентируясь на договоренности, достигнутые на недавней двусторонней встрече на высшем уровне в Сочи.

Но эта норма не исключает потенциальные попытки повлиять на их результаты из-за рубежа. Учитывая эти факторы, общее нарастание различных гибридных угроз в мире, в том числе с применением избирательных технологий, следует на законодательном уровне принять действенные меры для недопущения какой-либо возможности иностранного вмешательства в выборы в нашей стране.

В первую очередь, это касается обеспечения максимальной финансовой прозрачности всех участников избирательных кампаний, будь то кандидатов, наблюдателей или СМИ. Усиление правозащитных институтов Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всей правовой системы страны. Но нередки случаи, когда сложно дать однозначный ответ, соответствуют ли ее положениям определенные законодательные акты или решения. В Казахстане толкование различных правовых норм дает Конституционный совет. Однако граждане лишены возможности напрямую обращаться к нему за разъяснениями.

В то же время в большинстве стран мира действует такой институт, как Конституционный суд, куда каждый может направлять соответствующие запросы. На заре Независимости данный орган существовал и в Казахстане. Эксперты сходятся во мнении, что его деятельность более эффективно обеспечивает соблюдение положений Основного закона. Учитывая эти обстоятельства, предлагаю учредить Конституционный суд. Следует также наделить Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека правом обращаться в Конституционный суд.

Уверен, эти инициативы станут важным шагом в построении справедливого и правового государства, институционально усилят систему сдержек и противовесов, защиту конституционных прав граждан. Вы знаете, что я уделяю особое внимание защите фундаментальных прав граждан. В 2020 году наша страна присоединилась ко Второму Факультативному протоколу о гражданских и политических правах, предусматривающему отмену смертной казни. А в прошлом году мною был подписан Указ о дальнейших мерах в области прав человека, направленный на долгосрочное и комплексное развитие этой сферы. При участии Национального совета общественного доверия был реализован и ряд других прогрессивных инициатив.

Однако правозащитная проблематика требует постоянного совершенствования. Полагаю, что для окончательного закрепления решения об отмене смертной казни нужно внести соответствующие изменения в Конституцию. Важно внедрить системный подход в расследовании преступлений, связанных с пытками. На сегодняшний день конкретный орган, ответственный за это направление, отсутствует. Подобная практика чревата определенными рисками.

Поэтому предлагаю закрепить эти функции за Генеральной прокуратурой. Такой подход позволит обеспечить объективность и беспристрастность следствия, утвердит неотвратимость наказания за произвол в правоохранительной сфере. Кроме того, следует принять системные меры для снижения уровня насилия в обществе. В этом плане большую роль играет эффективное противодействие правонарушениям в сфере семейно-бытовых отношений. Сегодня участились обращения граждан и общественников по поводу необходимости ужесточения наказания за насилие в отношении женщин и детей.

Ранее мною давалось указание определиться с целесообразностью криминализации подобных правонарушений. Поручаю Генеральной прокуратуре всесторонне изучить данный вопрос и решить эту проблему. В целом для повышения законности и системного усиления правозащитной деятельности считаю целесообразным принять отдельные конституционные законы о прокуратуре и об Уполномоченном по правам человека. Верховенство закона невозможно гарантировать без по-настоящему независимых, открытых и профессиональных судов всех уровней. Государство проводит большую работу в этом направлении.

Внедряется новая система подбора кадров, последовательно повышается транспарентность судебных процессов и процедур. Ключевую роль в данном вопросе играет Высший судебный совет, который обеспечивает конституционные полномочия Президента по формированию судов, гарантирует независимость и неприкосновенность судей. Принципиально важно, чтобы его деятельность была полностью прозрачной и открытой для общественного мониторинга. Добиться этого можно через практику онлайн-трансляций конкурсных процедур Высшего судебного совета и публикацию подробных, аргументированных разъяснений по их итогам. Расширить гражданское участие в отправлении правосудия позволяют суды присяжных.

В Казахстане присяжные заседатели могут выносить вердикт только по особо тяжким преступлениям. Я считаю, мы должны пойти дальше и расширить категории дел, подлежащих рассмотрению судами присяжных. Эта новелла будет способствовать демократизации судебной системы, повышению доверия к ней со стороны общества. Повышение конкурентоспособности СМИ и укрепление роли институтов гражданского общества В современную эпоху для любой прогрессивной страны критически важно иметь конкурентоспособные и свободные средства массовой информации У отечественных СМИ должен быть собственный взгляд на процессы, происходящие в Казахстане, регионе и мире. От этого зависит подлинная информационная безопасность и ни много ни мало идеологический суверенитет страны.

Государство особое внимание уделит созданию открытого информационного пространства, востребованных и сильных медиа. Представляя собой эффективный канал коммуникации между властью и народом, СМИ могут и должны поднимать насущные проблемы. Но делать это нужно с большой гражданской ответственностью, работать не по заказам извне, способствуя поляризации нашего общества, и не за теневые гонорары, участвуя в скрытой борьбе политических кланов. Журналисты должны искренне переживать за свою страну и ее граждан. Недаром СМИ называют «четвертой властью», именно поэтому вам следует распоряжаться своим влиянием на умы и сердца людей со всей осторожностью.

Это я специально обращаюсь к нашей журналистской братии. Убежден, что дальнейшие демократические преобразования невозможны без независимых и ответственных средств массовой информации. Поэтому необходимо пересмотреть закон о СМИ с учетом интересов государства, запросов общества и тенденций развития медиасферы. Еще одним важным фактором устойчивого и всестороннего прогресса страны является деятельность общественных организаций. Неправительственный сектор неизменно поднимает важные социальные вопросы и содействует их комплексному решению.

Стоящие сегодня перед Казахстаном задачи требуют усиленного взаимодействия государства и неправительственных организаций, системной перезагрузки институтов гражданского общества. Необходимо более широкое и глубокое вовлечение общественных организаций и активистов в подготовку и реализацию реформ. Для этого, прежде всего, нужно обеспечить открытые обсуждения всех национальных проектов и стратегических документов. В этом вопросе какая-либо имитация, создание видимости диалога недопустимы. Мы должны пробудить гражданскую активность в стране и запустить процесс осознанного и конструктивного партнерства между государством и обществом.

Именно по этой причине мы развиваем общественные советы при центральных и местных исполнительных государственных органах, а также в квазигосударственном секторе. Я неоднократно критиковал их деятельность, но в целом они имеют большой институциональный потенциал, который требуется в полной мере реализовать. В этом году по моей инициативе намечено кардинальное обновление их составов, а также планов работы. Наши предки всегда обсуждали и принимали судьбоносные решения всенародно. Свидетельством этого является великие собрания в Улытау, Ордабасы, Култобе.

Мы должны возродить эту демократическую традицию Великой степи, заложившую основы общенационального единства. Новый институт продолжит работу Нацсовета на общенациональном уровне. Курултай должен сформировать единую институциональную модель общественного диалога. Он усилит взаимодействие между властью и народом. Деятельность всех существующих общественных советов будет систематизирована.

В состав Национального курултая войдут представители всех регионов. Кроме того, в него будут включены ряд депутатов Парламента, члены Ассамблеи народа Казахстана, Гражданского альянса, общественных советов и организаций, авторитетные общественные деятели, представители бизнеса, промышленности и сельского хозяйства, а также другие граждане. Таким образом у нас появится орган, в котором будет представлен широкий спектр самых различных мнений и взглядов. Для обсуждения важных вопросов и проблем члены Курултая будут собираться на регулярной основе. Совершенствование административно-территориального устройства страны Меняя систему выборов и порядок формирования Парламента, необходимо учитывать административно-территориальное устройство.

В первые годы Независимости в стране были объединены несколько областей. На это были причины политического и экономического характера. Сегодня Казахстан вступает в новый этап развития. Социально-экономическая и демографическая ситуация уже совсем другая, перед нами стоят иные проблемы и задачи. Прогресс нашей страны напрямую зависит от процветания регионов.

На этом вопросе я подробно останавливался в Послании 2019 года. Принцип «сильные регионы — сильная страна» остается неизменным. В этой связи очень важно, чтобы административно-территориальное устройство страны было оптимальным. Ранее Шымкент получил статус города республиканского значения, а Южно-Казахстанская область была переименова в Туркестанскую, ее административным центром стал город Туркестан. Это были правильные решения, поддержанные народом.

В своей статье «Независимость превыше всего» я писал, что этот опыт получит свое продолжение, после чего от граждан стало поступать много предложений. По моему поручению все они были тщательно изучены. Учитывая высказанные пожелания, сегодня я хочу выдвинуть ряд новых инициатив. В первую очередь, предлагаю образовать Абайскую область, центром которой станет город Семей. Знаю, что жители региона уже давно поднимают этот вопрос.

Сегодня там много нерешенных проблем, к примеру, устаревшая инфраструктура. Не радует и состояние города Семей, бывшего в свое время центром движения Алаш. Мы должны восстановить историческую справедливость и возродить этот сакральный край, подаривший нашему народу немало великих сынов нашего народа. На территории прежней Жезказганской области следует образовать Улытаускую область. Город Жезказган вновь станет областным центром.

Создание отдельной области в этом регионе имеет не только экономическое, но и духовно-культурное значение. Улытауский регион, находящийся в самом центре необъятных просторов Казахстана, занимает особое место в нашей истории. Здесь проходили великие собрания, на которых принимались судьбоносные для народа решения. Располагаясь в самом сердце Сарыарки, Улытау обладает огромным туристическим потенциалом. Необходимо в полной мере реализовать его производственные и логистические возможности.

Одним словом, мы открываем дорогу развитию Улытауского региона. Много вопросов и в отношении Алматинской агломерации. Жители области в основном проживают в пригородах Алматы. При этом из Талдыкоргана непросто решать проблемы Узынагаша или, например, Талгара. К тому же людям приходится преодолевать большие расстояния, чтобы добраться до областного центра.

Учитывая эти и другие обстоятельства, предлагаю разделить данную область на Жетысускую и Алматинскую. Центром Алматинской области станет Капшагай, а Жетысуской — Талдыкорган. Считаю, что эти шаги придадут мощный импульс развитию данного региона. В целом вопрос образования новых областей волнует многих. Не секрет, что в свое время в регионах, потерявших областной статус, снизилась численность населения и ухудшилось качество жизни.

Пришло время исправить эту ситуацию. Административно-территориальные изменения оптимизируют процесс государственного управления, упростят гражданам проезд до областного центра и обратно, будут способствовать более эффективному регулированию внутренней миграции. Предложенные названия новых областей — Абайская, Улытауская, Жетысуская — имеют особый смысл.

Народ ждет от нас конкретных решений, поскольку нужно решать самые насущные вопросы. Обеспечение достойного уровня жизни нашего народа связано напрямую с тем, каким мы концептуально видим развитие экономики нашей страны.

Здесь без кардинальных решений не обойтись.

Эта сфера нуждается в реформах, поскольку регуляторная система по-прежнему остается громоздкой, даже карательной. Базовые принципы регуляторной политики должны быть изменены. Госрегулирование может быть оправдано только защитой здоровья граждан и экологии.

Законодательно и на практике следует зафиксировать преобладание сущности над формой: здравый смысл и содержание могут превалировать над жесткими юридическими нормами. Трехлетний мораторий на проверки предоставляет хорошую возможность внедрить такое регулирование «с чистого листа». Начать следует с наиболее коррупциогенных сфер: архитектурно-строительной деятельности, санэпиднадзора, ветеринарии, сертификации и других. Поручаю в течение следующего года разработать новую нормативно-правовую базу деятельности малого и среднего бизнеса.

Повторю: любое незаконное вмешательство государственных структур в предпринимательскую деятельность, воспрепятствование работе бизнесменов должны восприниматься как тягчайшее преступление против государства. Предприниматели в случае неправомерного нажима на них чиновников должны смело обращаться в органы прокуратуры. Поддержка предпринимательства означает и особое внимание среднему бизнесу, который содержит в себе ключевые компоненты рыночного успеха. Такие компании должны быть ориентированы не только на внутренний, но и на внешние рынки.

Следует усилить их экспортную поддержку. Поручаю Правительству запустить программу экспортной акселерации, направленной на средние несырьевые предприятия, чтобы обеспечить целевую поддержку от идеи до результата. Следует по-новому подойти к денежно-кредитной политике. Мы столкнулись с кризисом доверия к тенге со стороны национальных и международных инвесторов.

Низкий уровень диверсификации экономики и высокая волатильность курса сдерживают приток иностранных инвестиций, особенно в несырьевые сектора. Свою негативную роль играют и проблемы регулирования валютного рынка, движения капитала. Значительная часть экспортной выручки даже не заходит на внутренний валютный рынок, оставаясь за рубежом. Правительству, Нацбанку следует заинтересовывать экспортеров к продаже валютной выручки.

Требуется усилить и стимулирующую роль денежно-кредитной политики. Сегодня она во многом сдерживается опасениями перетока средств на валютный рынок. Банки же не торопятся кредитовать реальную экономику, поскольку имеют хорошую возможность зарабатывать на валютном рынке и инструментах Нацбанка. Поручаю принять меры по переориентации данной ликвидности на кредитование бизнеса и прекращению валютных спекуляций.

Полномочий и функционала Агентства по регулированию финрынков и Нацбанка для решения данной задачи вполне достаточно. Ожидаю значительного улучшения ситуации по итогам года. Негативным фактором в финансовом секторе остается также дисбаланс между кредитованием потребительского сегмента и бизнеса. Следует нормативно сдерживать безудержное, порой безответственное кредитование потребителей, что чревато серьезными социальными последствиями.

Недостаточная финансовая грамотность граждан не должна быть поводом для навязывания им кредитных продуктов. В этом году по моему поручению была изменена законодательная и нормативная база, существенно ужесточены требования к оценке платежеспособности заемщика. Микрофинансовые организации, ломбарды и другие финучреждения, ранее бесконтрольно выдававшие потребительские займы, попали под государственное регулирование. Но риски сохраняются.

Особенно в период кризиса и падения доходов населения. Агентству по финрегулированию и Национальному банку необходимо принять дополнительные регуляторные меры в части повышения ответственности кредитных организаций, а также по дифференциации и снижению предельных ставок по кредитам. Мы должны повысить доверие и к денежно-кредитной политике. Поэтому принято решение создать в структуре Национального банка Комитет по денежно-кредитной политике.

В его состав войдут и независимые члены. Коль скоро мы говорим о важности справедливого перераспределения национального дохода, то следует разработать такую же налоговую политику, понятную для всех граждан страны. Сегодня взимается около 40 различных налогов и сборов, администрирование усложнено и носит ярко выраженный принудительный характер. Поручаю Правительству совместно с Нацпалатой «Атамекен» с привлечением депутатского корпуса провести ревизию Налогового кодекса и подзаконных актов.

Цель — кардинальное упрощение исполнения налоговых обязательств и минимизация количества налогов и платежей. Следует подумать и о дифференциации налоговых ставок как дополнительном рычаге диверсификации экономики и пополнения бюджета. В секторе МСБ считаю возможным дать право предпринимателям, работающим в наиболее пострадавших от пандемии секторах, уплачивать розничный налог с оборота. Отдельного внимания требуют нормы международного налогообложения.

Они должны максимально стимулировать приток иностранных инвестиций и реинвестирование прибыли в Казахстан. Вместе с тем, нужен надежный контроль за трансфертным ценообразованием и выводом капитала из страны. По экспертным оценкам, в тени находится около трети ВВП страны — огромный потенциал для повышения доходов бюджета. Цифровизация налоговой и таможенной сфер серьезно поможет в борьбе с «теневой экономикой» во всех ее проявлениях.

Тем более, коррупция подпитывается именно теневой экономикой. Поэтому поручаю переориентировать деятельность Службы экономических расследований Министерства финансов в основном на борьбу с теневой экономикой. Нам предстоит выработать новую бюджетную политику, бережливую и ответственную. Финансировать следует только приоритетные направления и проекты.

Период монетарных излишеств канул в Лету. Нужно разработать свод ключевых бюджетных коэффициентов и правил. Для формирования цельной картины требуется внедрить так называемый «расширенный бюджет», в котором, помимо государственного бюджета, должны учитываться финансы внебюджетных фондов. Новая система бюджетного планирования должна обеспечивать национальные приоритеты и стать подчиненной частью системы национального планирования.

Госорганам следует предоставить бюджетную самостоятельность. Это позволит оперативно решать задачи и уйти от коллективной безответственности и волокиты. Однако должен быть ужесточен и спрос. С этой целью поручаю усилить функционал Счетного комитета.

Во избежание конфликта интересов следует предусмотреть отдельный порядок его финансирования через профильные комитеты Парламента, а не через Республиканскую бюджетную комиссию при Правительстве. Важнейшее значение приобретает конкурентная политика. Необходимо серьезно разнообразить конкурентное поле, создать действительно равные возможности для каждого предпринимателя, прекратить монополизацию рынков. Не секрет, что многие рыночные ниши плотно «забетонированы» далеко не рыночными методами.

Предприниматели не могут войти в рынок, а если и сумели войти, то вынуждены подчиняться частным монополистам. Антиконкурентные проявления сохраняются повсюду: рынок угля, электроэнергии, нефтепродуктов, связи, фармацевтических препаратов, услуги аэропортов, услуги ЖКХ, логистики. Список можно продолжать. На региональном уровне главной составляющей коммерческого успеха зачастую является административный ресурс.

Нужно разобраться с так называемыми «монопольными игроками» — государственными и частными. Важно принять четкие правила: в каких случаях и в какой форме они создаются, куда тратится прибыль. Необходим жесткий общественный мониторинг. Требуется навести порядок с биржевой торговлей, и, в первую очередь, в сфере нефтепродуктов, электроэнергии, угля.

Имитация прозрачности со стороны крупных игроков недопустима. Поэтому нужен сильный и независимый орган по защите и развитию конкуренции. Поручаю создать Агентство по защите и развитию конкуренции с прямым подчинением Президенту. Важную роль в развитии равноправной конкуренции играет разгосударствление экономики.

В собственности у центральных госорганов, акиматов и холдингов все еще находится порядка семи тысяч несоциальных объектов. Но уже аксиомой звучит фраза, что государство — не самый лучший хозяйственник. Наши регионы разнятся по экономической и производственной специализации, уровню жизни, качеству государственных услуг. Поэтому территориальное развитие следует выстраивать с учетом конкурентных преимуществ разных регионов.

Предстоит более активно раскрыть промышленный потенциал юга и юго-востока страны. Здесь сосредоточена половина трудовых ресурсов государства, качественные рабочие места критически важны для развития этих регионов. Помимо традиционной поддержки аграрного сектора следует обратить самое серьезное внимание на глубокую переработку сельхозпродукции, развитие пищевой, текстильной промышленности, производство строительных материалов и другие промышленные сектора. Индустриализация важна не только для решения социальных вопросов и повышения уровня доходов, она формирует новую ментальность граждан, адаптирует их к современному миру.

А это один из базовых факторов конкурентоспособности нации. Требуется новое видение развития регионов, где функционируют крупные металлургические предприятия. Это, в первую очередь, Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Павлодарская области. Данные регионы могут стать центрами высокотехнологичных, наукоемких производств и технических услуг.

Западные регионы Казахстана должны стать центром притяжения инвестиций в строительство нефтехимических комплексов, создание новых производственных циклов высокого передела. То, что у нас до сих пор нет нефтехимии и газопереработки высоких переделов — это, как говорится, «ни в какие ворота не лезет». Особенно важно придать «второе дыхание» нашим моногородам. Здесь большая ответственность возлагается на градообразующие предприятия.

Без их деятельного участия эта задача не будет выполнена. В приграничных регионах Казахстана и России проживает почти 30 миллионов человек, расположено несколько городов-миллионников. Тесное взаимодействие с российскими властями и организациями для продвижения казахстанских товаров, привлечения инвестиций — очень важный фактор развития казахстанского приграничья. Стратегически важной остается проблема полного раскрытия потенциала села.

Новый подход к региональному развитию позволит управлять процессом урбанизации, обеспечить поэтапность «миграционных волн», избежать перенаселенности и социальной напряженности в крупных городах. В рыночных условиях доступность жилья для граждан основана на наличии доходов и способности самостоятельно решать эту задачу. В рамках моего поручения был проработан вопрос использования населением части своих пенсионных накоплений. Это особенно актуально сейчас.

Уже в 2021 году 700 тысяч вкладчиков ЕНПФ смогут использовать часть своих накоплений на приобретение жилья, лечение или для передачи в управление финансовым компаниям. Поручаю Правительству совместно с Национальным Банком до конца текущего года принять все необходимые нормативно-правовые акты и провести подготовительную работу. Данная реформа станет также действенным инструментом «обеления» трудовых отношений, создания стимулов для участия в пенсионной системе. Гражданам с доходами, недостаточными для самостоятельного решения жилищных вопросов, будет оказываться эффективная социальная поддержка.

С этого года начала работать программа «5-10-25». Выделено 390 миллиардов тенге. Реализация данной программы должна постоянно находиться под контролем Правительства. Жилищные проблемы очередников нужно решать более оперативно.

Сейчас акиматы самостоятельно строят для них арендное жилье. Из-за бюджетных и закупочных процедур на это уходит длительное время. Назрела необходимость внесения изменений в эту схему. Средства следует направлять не только на строительство, но и на субсидирование арендной платы.

В первый же год охват данной мерой увеличится в 10 раз, более ста тысяч семей получат конкретную помощь. Упорядочить эту работу я поручил «Отбасы банку», создаваемому на базе «Жилстройсбербанка».

«Мирная миссия» и Год туризма

  • Парламент Республики Казахстан
  • Токаев выступил с Посланием народу (видео)
  • «Мирная миссия» и Год туризма
  • Масштабные проекты. Президент Казахстана выступил на саммите ШОС

Послание Президента РК от 1 сентября 2023 года

Последние записи:.

Считаю, что сейчас для человечества наступил важный переломный момент истории. Смысл этого высказывания можно передать следующим образом: «Для достижения гармонии человечеству необходимы любовь и сострадание в чувствах, взвешенность и настойчивость в делах, благоразумие и мудрость в словах». В данном контексте позвольте мне поделиться рядом соображений о нашем коллективном ответе на текущие вызовы.

Господин Председатель, Сразу после внезапной вспышки коронавируса различные фонды и программы ООН были незамедлительно мобилизованы на борьбу с кризисом. Однако международному сообществу следует предпринять гораздо больше усилий в этом направлении. Во-первых, задача создания мощной глобальной системы здравоохранения потребует модернизации национальных институтов и медицинских учреждений развивающихся стран посредством своевременной и скоординированной поддержки со стороны развитых государств и агентств ООН. Необходимо достичь всеобъемлющего международного соглашения об инвестициях и торговле в этом важном вопросе, которое бы способствовало глобальному производству вакцины и эффективности логистических цепочек в ее поставках.

В-третьих, стоит подумать о пересмотре Международных медико-санитарных правил с целью укрепления потенциала как Всемирной организации здравоохранения, так и отдельных государств в области профилактики и противодействия пандемиям. В-четвертых, мы предлагаем внимательно изучить идею создания Сети региональных центров по контролю за заболеваниями и биобезопасности под эгидой ООН. Один из них Казахстан готов разместить на своей территории. И последнее, но крайне важное: в свете бушующей в мире глобальной пандемии как никогда актуальными становятся разработка и запуск системы контроля над биологическим оружием.

Казахстан предлагает учредить подотчетный Совету Безопасности ООН специальный многосторонний орган — Международное агентство по биологической безопасности, которое в своей деятельности будет базироваться на Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического биологического и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года. Уважаемые делегаты, Для динамичного восстановления мировой экономики нам необходимо срочно предпринять согласованные действия. Мы считаем, что меры по замораживанию выплат долгов беднейшими странами будут содействовать нейтрализации негативных факторов и купированию неопределенности на мировых рынках. Международным финансовым учреждениям следует активнее внедрять инновационные решения в свою деятельность.

В частности, имею в виду формулу «долговые послабления в обмен на инвестиции в национальные системы здравоохранения». Надеюсь, что предстоящее Заседание высокого уровня по финансированию глобального развития увенчается принятием конкретных и действенных решений. Развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, особенно сильно пострадали от COVID-19, нанесшего серьезный ущерб торговле и транспортно-логистическому комплексу. Как действующий председатель Группы развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, Казахстан предложил принять Дорожную карту ООН с целью придания нового импульса реализации Венской программы действий.

Высокие ожидания наших граждан связаны с достижением практических результатов в соответствии с Повесткой дня устойчивого развития на период до 2030 года. Восстановление прежних темпов совместной работы в рамках Десятилетия действий по достижению Целей устойчивого развития потребует быстрых и хорошо скоординированных шагов. В этом контексте ближайшие 10 лет являются критически важными для нашего поколения. Безоговорочно должна быть достигнута главная фундаментальная цель — полное искоренение голода на планете.

В этом связи мы отмечаем значимость созыва Саммита по продовольственным системам в 2021 году. Созданная по инициативе Казахстана Исламская организация по продовольственной безопасности готова оказать всемерное содействие в формировании продовольственных резервов для проведения масштабной международной гуманитарной кампании.

Однако этого недостаточно. Во время поездок в регионы я всегда встречаюсь с талантливыми и креативными гражданами. Важно создавать условия, чтобы они могли в полной мере реализовать свой потенциал. Ставлю задачу в тесной координации с реальным сектором на базе региональных университетов выстроить целостную инновационную экосистему во всех областных центрах.

Следует широко масштабировать опыт Astana Hub. Еще одна точка роста экономики и занятости — это креативная индустрия, которая охватывает медиа, кино, музыку, дизайн, образование, сферу информационных технологий. В современном мире именно «креативное производство», основанное на творческом потенциале и интеллектуальном капитале граждан, служит источником развития по-настоящему инклюзивной экономики. Более того, креативная экономика становится движущей силой развития крупных городов, притягивающих талантливых, творческих людей. В Казахстане данный сектор до сих пор не развит. При этом у нас есть целая плеяда соотечественников, благодаря своему таланту получивших признание даже на мировой арене.

Мы должны создать все условия для масштабного развития креативной экономики в нашей стране. В том числе правовыми инструментами защитить интеллектуальную собственность. Это принципиально важный момент. Интеллектуальная собственность — такое же имущество, как оборудование или технологии. Сейчас центры креативной индустрии сосредоточены в трех крупных городах Астана, Алматы, Шымкент , регионы остаются без должного внимания. Это нужно исправить.

Точки притяжения талантов — Центры креативной индустрии — должны быть в каждом областном центре, в каждом крупном городе. Там же следует помогать участникам с вопросами коммерциализации своих продуктов. Особенности производственного процесса субъектов креативной индустрии не позволяют им полноценно участвовать в программах поддержки предпринимательства, получать финансирование. Считаю необходимым разработать отдельный пакет мер поддержки «креативщиков». Далее остановлюсь на вопросе развития среднего предпринимательства. Принятые в последние годы меры обеспечили стабильный рост малого и крупного бизнеса.

Однако темпы развития среднего предпринимательства недостаточны. Для успешного перехода на новую экономическую модель придется поднимать его практически в «ручном режиме». В первую очередь необходимо устранить перекосы, сдерживающие средний бизнес. Не секрет, что большая его часть, вырастая, дробится, чтобы остаться в «удобном» сегменте малого бизнеса. Правительству следует внести изменения в законодательство, стимулирующие укрупнение субъектов малого предпринимательства. В стране не так много успешных средних предприятий, активно осваивающих рынки.

Их нужно поддерживать. По каждому из них надо составить конкретный план, нацеленный на увеличение возможностей и расширение производства в два-три раза. Следует объединить программы «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей» в комплексную программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Государственную поддержку важно дифференцировать по уровню технологической сложности производств и категориям бизнеса. Крайне важна операционная эффективность государственной поддержки. Поэтому нужно осуществить структурную трансформацию холдинга «Байтерек» и его масштабную цифровизацию.

Самого пристального внимания требует стимулирование экспорта. Механизмы для этого имеются, но нет системного подхода. Поэтому на базе компании KazakhExport следует создать полноценный институт продвижения экспорта с консолидацией в нем всех необходимых инструментов. Кроме того, важно перезагрузить деятельность «Отбасы банка», переориентировав фокус с областных центров на районы, моногорода и села. Очевидно, что успешное развитие предпринимательства невозможно без развития конкуренции. Сегодня в целом ряде базовых отраслей доминируют несколько крупных игроков.

Это ведет к искажениям рынка. Агентство по защите и развитию конкуренции совместно с Правительством должны принять меры для демонополизации ключевых рынков. Мы создали благоприятные условия для функционирования товарных бирж, что должно было способствовать организованной торговле. Но недостаточно эффективное регулирование привело к появлению так называемых «карманных» товарных бирж. Они превратились в площадки для устранения конкуренции, обхода закупочных процедур в пользу импорта и непродуктивного посредничества. Следует ужесточить регуляторные требования и полностью устранить указанные недостатки.

При этом важно обеспечить полноценный доступ отечественных производителей к передовым торговым инструментам. Нельзя замыкаться только в пределах национальной торговой системы. Совместно с бизнесом следует проработать вопрос создания сильной региональной товарно-сырьевой биржи. Еще одной серьезной проблемой является, по сути, отсутствие у антимонопольного органа возможности принимать оперативные меры для устранения нарушений. Две трети антимонопольных расследований обжалуются в судах, не успев начаться, а судебные тяжбы могут длиться годами. В результате работа ведомства фактически блокируется.

В этой связи Правительству следует внести в Парламент законодательные поправки. Другая серьезная задача — разгосударствление экономики. Сейчас ряд незаконно приватизированных и выведенных за рубеж активов возвращается государству. Мы строим открытую конкурентную экономику, поэтому предстоит передать их рынку, но уже на прозрачных и выгодных для государства условиях. В целом, процессы приватизации и проведения народных IPO следует существенно ускорить. Главная цель — кардинально повысить прозрачность и эффективность управления активами.

Поручаю Правительству с 2024 года начать приватизацию всех непрофильных активов и проведение народных IPO компаний Фонда «Самрук-Казына». В следующем году следует осуществить народное IPO компании Air Astana, подготовить к выходу на рынок компанию QazaqGaz, реализовать государственные активы в крупных компаниях. Еще один важный вопрос — состояние предпринимательского климата в стране. Между властью и бизнесом должен быть конструктивный диалог. Известно, что сегодня, в переходный период, государственные органы допускают в своей работе определенные недочеты и перегибы. Поэтому необходима дальнейшая декриминализация экономических преступлений.

Речь идет о делах в отношении предпринимателей и именно об экономических проступках. По налоговым преступлениям следует внедрить справедливый механизм определения пределов норм привлечения к уголовной ответственности. Следует положить конец преследованиям предпринимателей правоохранительными органами. Как мне сообщают, такая практика, несмотря на запреты, все еще продолжается. Допускаю, что такие сведения иногда распространяются намеренно и могут вовсе быть ложными. Однако в любом случае эту проблему нельзя упускать из виду.

Вопросы поддержи отечественного предпринимательства, снижения регуляторного прессинга и развития конкуренции требуют отдельного обстоятельного разговора. Поэтому в ближайшее время я проведу специальную встречу с отечественным бизнес-сообществом. Нам предстоит осуществить перезагрузку макроэкономической политики. Только что я обозначил основные направления реформ в отраслях экономики. Обязательным условием для их успешной реализации является макроэкономическая устойчивость. Это аксиома.

Необходимо наладить координацию финансовой, налогово-бюджетной и денежно-кредитной политик. Основной проблемой, ограничивающей рост экономики, является нехватка инвестиций. Дефицит инвестиций равен отсутствию роста в будущем. Во многом это следствие того, что отечественные банки мало участвуют в развитии экономики. Такая ситуация вынуждает Правительство заниматься прямым финансированием, гарантированием и субсидированием. Это затратно, малоэффективно и противоречит принципам рыночной экономики.

Кроме того, на фоне снижения кредитования реального сектора фокус деятельности банков сместился на предоставление потребительских займов. Это привело к нарастанию рисков для финансовой системы, а также чрезмерной закредитованности граждан. Принятое мною в 2019 году решение списать беззалоговые кредиты 500 тысячам граждан, а также вступивший в силу закон о банкротстве физических лиц снизили остроту вопроса. Но для кардинального исправления ситуации требуются новые системные меры. В то же время крайне важно повышать финансовую грамотность самих граждан. Многие из них ранее взяли 10 и более кредитов.

Данный проект за короткий период показал свою эффективность. Поручаю Правительству совместно с партией Amanat расширить его охват. Требуется кардинально решить проблему недостаточного корпоративного кредитования. Экономике нужны деньги. Чистая прибыль банков за прошлый год составила почти полтора триллиона тенге, за первую половину текущего года — более триллиона тенге. Такая сверхдоходность — не результат эффективной работы банков, а в основном следствие высокой базовой ставки, которую Национальный банк использует для борьбы с инфляцией.

Правительству и Парламенту следует рассмотреть возможность более справедливого перераспределения этой прибыли с учетом интересов государства. Актуален и вопрос с огромными доходами финорганизаций от размещения ликвидности в государственных ценных бумагах, так называемых нотах, которые при этом не облагаются налогами. В этом нет логики и государственного подхода. Правительство уже разбирается в этой парадоксальной ситуации. Соответствующие законодательные поправки будут внесены в Мажилис. Прошу депутатов внимательно рассмотреть их.

В то же время нужно мотивировать банки активно участвовать в корпоративном кредитовании, помогать именно предпринимателям. Кредитование бизнеса должно иметь более выгодное пруденциальное и фискальное регулирование в сравнении с другими видами банковской деятельности. Понимаю, вопрос непростой, деликатный. Поручаю Правительству и финансовым регуляторам в течение года высказать свое окончательное мнение по этому важному вопросу. Требуется принять меры по вовлечению в экономический оборот «замороженных активов» банков на общую сумму 2,3 триллиона тенге. В этой связи поручаю создать прозрачную цифровую платформу, посредством которой заинтересованный бизнес получит возможность приобрести эти активы и вернуть их в экономику.

Для расширения доступа реального сектора к «длинным деньгам» необходимо активнее применять механизмы совместного и синдицированного кредитования. В то же время промышленники и предприниматели не должны выступать в качестве «кредитного пылесоса», от них требуются качественные проекты, которые обеспечат реальную диверсификацию нашей экономики. Для повышения интереса коммерческих банков следует рассмотреть вопрос предоставления им гарантий институтов развития при финансировании приоритетных проектов. Еще одна проблема банковской сферы — высокая концентрация. На сегодня в стране действует 21 банк. При этом корпоративным кредитованием, то есть финансированием экономических проектов, занимаются лишь несколько крупных банков.

Поэтому для повышения конкуренции в данной сфере следует привлечь в страну три надежных зарубежных банка. В дискуссиях о потенциальных источниках финансирования экономики часто затрагивается тема использования средств Национального фонда. Эксперты спорят о балансе между сберегательной и развивающей ролью Фонда. Безусловно, сберегательная функция должна быть основной. Ресурсы Нацфонда являются серьезной гарантией финансовой устойчивости в случае непредвиденных вызовов. Вместе с тем часть средств Фонда можно и нужно использовать уже сейчас с целью финансирования стратегических проектов, которые определят облик будущего Казахстана.

Нацфонд уже финансирует ряд крупных проектов. Но нам не хватает системности при отборе проектов. Поэтому требуется обеспечить всестороннюю экспертизу поступающих предложений, чтобы каждый тенге из Нацфонда приносил ощутимую отдачу. Еще одним источником «длинных денег» призван стать фонд, создаваемый в рамках закона о возврате капитала. Все поступающие средства должны быть использованы максимально эффективно и прозрачно для решения общестрановых задач. Следующая приоритетная задача — развитие фондового рынка.

В настоящее время в Казахстане функционируют две фондовые биржи, которые во многом дублируют друг друга, а порой и конкурируют между собой. Для нашей финансовой системы это избыточно. В целях повышения емкости и привлекательности внутреннего рынка поручаю проработать вопрос объединения потенциала данных бирж под единым управлением. Весьма актуальной финансовой темой остается устойчивость платежных систем. В прошлом году Национальный банк запустил первый компонент Национальной платежной системы — Систему мгновенных платежей, которая на сегодня работает в пилотном режиме. Поручаю Национальному банку в течение 2024 года завершить процесс полноценного внедрения Национальной платежной системы.

Теперь остановимся на крайне важной проблеме — бюджетной политике. В прошлом году я поручал реформировать бюджетную систему путем перехода от «управления бюджетом» к «управлению результатами». Эта задача будет решена в рамках принятия нового кодекса, который повысит открытость, ответственность и самостоятельность участников бюджетного процесса. Вместе с тем для дальнейшего повышения эффективности бюджетной политики необходимо постоянно искать новые инструменты и возможности. Поэтому поручаю Правительству в рамках нескольких министерств и регионов внедрить в пилотном режиме проект полноценного блочного бюджета. В региональной политике уже проведены важные реформы — это и внедрение прямой выборности акимов, и административная реформа.

Однако не менее актуальным вопросом является кардинальное изменение межбюджетных отношений. В рамках перехода на новую экономическую модель предстоит повысить уровень бюджетной самостоятельности регионов. Решение о передаче в регионы части поступлений по корпоративному подоходному налогу и иным видам платежей дало положительные результаты. Поэтому следующим этапом реформы будет распространение этой нормы на другие налоги, включая НДС. Задача — передать на второй уровень бюджета дополнительно не менее двух триллионов тенге. Кроме того, считаю, что следует предоставить районным акимам право самостоятельно формировать бюджет.

Прежде всего это позволит существенно ускорить решение насущных проблем на местах. Необходимо также рассмотреть возможность передачи в регионы полномочий по определению преференций по той части налогов, которые собираются в местный бюджет. Данная мера придаст серьезный импульс развитию бизнеса, будет способствовать устойчивому прогрессу регионов. Поэтому при переходе на новую модель бюджетных отношений все акимы должны думать об эффективности и пользе для страны в целом. Еще один важный момент. Объявленная мной ранее дифференциация налоговых ставок в разных секторах экономики должна обеспечить распределение налоговой нагрузки соразмерно повышению сложности производства.

Предприниматели справедливо жалуются на сложную процедуру возврата НДС, что серьезно ухудшает инвестиционный климат в стране. Правительству следует оперативно устранить эту застарелую проблему.

Она характеризуется конкуренцией за ресурсы и гонкой технологий. Параллельно обостряются проблемы климата, продовольственной и демографической безопасности. Отдельно Токаев упомянул ставший кризисным вопрос строительства АЭС.

Токаев выступил с Посланием народу (видео)

АСТАНА, 12 дек — РИА Новости. Мир как никогда близок к ядерной катастрофе, заявил экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на седьмом заседании "Астана клуба". В Пекине, на III Форуме высокого уровня саммит «Один пояс-один путь», принял участие и выступил с докладом на китайском языке Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, передает со ссылкой на агентство Kazinform. Выступление главы государства Касым-Жомарта Токаева с Посланием народу Казахстана на совместном заседании обеих палат Парламента. В своём выступлении на форуме межрегионального сотрудничества Токаев отметил, что товарооборот между Казахстаном и Россией на сегодня достиг рекордных показателей — 27 млрд долларов. По его словам, в Казахстане работают 20 тысяч российских компаний. Касым-Жомарт Токаев подвёл итоги социально-экономического развития страны за 2023 год. Также президент обозначил ряд основных задач на предстоящий период, сообщает Ниже приводим текст выступления президента в хронологическом порядке.

Полное выступление президента страны на сессии Ассамблеи народа Казахстана

Наурыз 2023: Речь президента Казахстана Токаева - YouTube В своём выступлении на форуме межрегионального сотрудничества Токаев отметил, что товарооборот между Казахстаном и Россией на сегодня достиг рекордных показателей — 27 млрд долларов. По его словам, в Казахстане работают 20 тысяч российских компаний.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев записал официальное видеообращение Обращение Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Назарбаева к народу Казахстана. Выступление Первого Президента РК – Елбасы на праздничном концерте, посвященном Дню независимости.
Токаев: Казахстан не признает ДНР и ЛНР Сегодня президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил на заседании мажилиса парламента. LS приводит основные тезисы.
⚡️ Выступление Президента Касым-Жомарта Токаева на пленарном заседании Международного форума Астана Касым-Жомарт Токаев в субботу, 17 июня, принял участие во втором заседании Национального курултая «Әділетті Қазақстан – Адал азамат», который проходит в Туркестане, сообщает пресс-служба Акорды. В своем выступлении президент Казахстана подчеркнул важность.

Токаев обнаружил основы государственности в мудрости ханов и биев

Наши предки созывали курултаи в критические периоды истории, чтобы обсудить и принять важные для страны решения. Сегодняшний курултай проходит после трагедии, в результате масштабных пожаров в области Абай погибли наши сограждане. Еще раз повторюсь: мы должны извлечь уроки из этой трагедии и принять конкретные решения.

И коль скоро эти принципы противоречат друг другу, есть разные трактовки. Вообще, подсчитано, что если право нации на определение будет реализовано, то вместо 193 государств, входящих сейчас в ОНН, на Земле возникнет более 500 или 600 государств. Конечно, это будет хаос. По всей видимости, этот принцип будет применён и к квазигосударственным объединениям, которыми являются Донецк и Луганск».

Касым-Жомарт Токаев на ПМЭФ «Эти высказывания мне непонятны» Ещё одним острым моментом пленарного заседания стала речь Токаева о высказываниях российских депутатов и различных деятелей в адрес Казахстана. Это абсолютно некорректные высказывания в адрес Казахстана. Неточные высказывания, я бы так сказал, журналистов и даже деятелей культуры», — заявил Токаев. Он сказал, что признателен Владимиру Путину, который сегодня исчерпывающим образом изложил позицию высшего руководства Кремля по отношению к Казахстану и другим государствам. И тем самым нанося ущерб самой Российской Федерации. Вот эти высказывания мне не очень понятны.

Как говорится, на чью мельницу льют воду вот эти деятели, которые каким-то странным способом комментируют иногда будь то решения руководства Казахстана или события, которые происходят в нашей стране? Модератор заседания Маргарита Симоньян поняла, что это намёк на её супруга Тиграна Кеосаяна. Недавно он разразился тирадой в адрес Казахстана, высказав своё недовольство политикой страны.

Наше государство стало территорией гармонии, согласия, толерантности между всеми народами и религиозными конфессиями. Прочный мир, национальное единство в девятой в мире по территории стране является важнейшим фактором обеспечения международной стабильности и безопасности. Еще на заре независимости был создан уникальный институт — Ассамблея народа Казахстана. Благодаря историческому синтезу мировых религий, языков, культур и традиций в Казахстане сформировалось общество, в котором мир и согласие стали неотъемлемой частью нашей политической культуры. Разработанная Елбасы модель мира и общественного согласия получила мировое признание как эталон гармоничного развития общества. Несмотря на финансово-экономические кризисы на международных рынках, в Казахстане успешно продолжается процесс реформ и модернизации экономики, последовательно укрепляется индустриальная мощь, внедряются научные разработки в производство, осуществляется цифровизация экономики и общественной жизни. В нашей стране реализуются такие программы, как: "Дорожная карта бизнеса", "Агробизнес", "Программа занятости".

На очереди завершение стратегически важных инфраструктурных проектов. Казахстан по сути превращается в транспортно-логистический хаб глобального значения, что значительно усилит его экономический потенциал. Казахстан занял достойное место и в мировом образовательном пространстве. Наша страна находится в первой трети мирового списка Индекса человеческого развития по уровню грамотности взрослых. Казахстан вошел в группу государств с высоким уровнем человеческого развития. Важными факторами экономического и социального прогресса Казахстана стали здоровье нации, развитие сферы здравохранения и формирование здорового образа жизни. Достигнуты положительные показатели, касающиеся здоровья населения, продолжительности жизни людей, уровня рождаемости.

Это стало сюрпризом — местная пресса подчёркивает, что Токаев говорит по-казахски с акцентом, поэтому обычно на совместных мероприятиях использует только русский.

Судя по всему, эту трудность помог решить заранее записанный текст, который политик зачитал присутствующим.

Что сказал президент Казахстана на курултае. Эксперты неоднозначно оценили выступление Токаева

Российский лидер подчеркнул, что Казахстан вносит ощутимый вклад в решение международных проблем, уверенно движется по пути социально-экономического развития и пользуется заслуженным авторитетом на мировой арене. Нынешнее Послание будет 23-м по счету. С первым Посланием Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев выступил 16 октября 1997 года. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил на 25 Питерском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

Курсы валюты:

  • Выпавшие на нашу долю испытания прежде всего проверяют на прочность наше единство – Президент РК
  • Главные новости
  • Президент Казахстана Токаев выступил на ПМЭФ —
  • Президент Казахстана Токаев заявил, что Россия является стратегическим партнером республики
  • Итоги прошедшего года

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий